В 1992 году в Киеве был торжественно открыт памятник трамваю. Точнее даже первый памятник современному трамваю.
Дело в том, что во всем мире раньше использовались трамваи и поезда на конной тяге. Это когда лошади запрягались и тянули вагоны. В Киеве тоже такие были, но из-за рельефа местности (слишком крутые склоны), то лошадям было крайне тяжело подымать людей вместе с вагоном. На Александровской площади особенно крутой подъем, даже шесть лошадей не могли вытянуть вагон с пассажирами. Поэтому некоторое время там использовались трамваи на паровой тяге. Но они там сильно гремели, и выпускали огромное количество пара, что в ужасе готовы были убежать не только лошади, но и сам извозчик. Оно и понятно, что паровая тяга также не могла без напряга преодолеть такой подъем. Выходит, что в других местах города спокойно справлялись и коники (трамвай на конной тяге, раньше так называли), а на Александровской площади (теперь она называется Контрактовая площадь) не справлялись и лошади и еле-еле вытягивали паровые трамваи.
Тогда на помощь пришел инженер Аманд Струве, он предложил на этом участке опробовать трамвай на электрической тяге. Первые испытания прошли в 1892 году 1 июня (по старому календарю). Испытания оправдали все ожидания, и 14 июня 1892 года был уже запущен трамвай на электрической тяге по маршруту от Царской (сейчас это Европейская) улицы до Александровской площади (сейчас это Контрактовая площадь). И уже за первый год доход от этого не долгого маршрута (всего 1,5 км) полностью оправдал затраты на переоборудование на этом маршруте, но и перекрыл все убытки, что происходили на других маршрутах, т.к. коники были не очень приятные населению. Увидев такую эффективность, уже через год протяженность маршрутов в Киеве на электрической тяге была около 50 км.
Памятник трамваю в Киеве выполнили скульптор Ю.О. Киселёв и архитектор В.М. Собцов. Как сам трамвай, так и пассажиры выполнены согласно тому времени, что приятно. Но среди прочего стоит заметить, что памятник нормальных размеров, а не гигантских. Ведь в таких случаях почему-то предпочитают людей изображать в натуральную величину, поэтому увидеть всю красоту памятника редко удается, т.к. видно снизу буквально колесо, днище трамвая, или гениталии коня (если это всадник). А здесь выполнено в миниатюре, поэтому каждый желающий может сам рассмотреть и одежду горожан, устройство трамвая, и оценить все панорамно.