После смерти Льва Николаевича Толстого 20 ноября 1910 года на станции Астапово, к телу приехал скульптор Сергей Дмитриевич Меркуров для снятия посмертной маски великого писателя.
Памятник Л.Н. Толстому в Москве
Скульптор не стал откладывать работу на потом, а сразу взялся за дело, даже был найден спонсор Н.А. Шахов, который единолично оплатил все работы и материалы. Вроде бы ничего не предвещало беды, но они начались сыпаться одна за другой. Во-первых, представленный проект не понравился родственникам писателя.
Здесь я бы хотел немного рассказать о мыслях или пути скульптора, как он дошел до такой «грандиозной» мысли. Меркулов относился к прогрессивным скульпторам нового поколения (20 века), он был очень увлечен философскими работами Канта, Гегеля, Ницше, Шопенгауэра и творчеством Толстого и Достоевского. После прослушивания курсов философии в Цюрихском Университете, для него российские просторы и архитектура стала напоминать курганы с установленными на них каменными «бабами» (а это Пушкин, Толстой, Достоевский и многие другие). По какой причине он их называл «бабами» не понятно, может быть, они ему нравились физически, не знаю, да и вообще странный скульптор.
По замыслу скульптора Лев Николаевич Толстой должен был представлен в его обыденном виде, с характерным для него расположением рук (заткнутыми за пояс). Но чтобы подчеркнуть величие духа над немощным телом (хотя как раз тело у Льва Толстого было достаточно мощным), скульптор предложил изобразить, что как-будто у Льва Толстого маленькие и хрупкие ноги. Это по мнению скульптора должно символизировать тяжесть того бремени, что нес Толстой, т.к. маленькие и хрупкие, даже несколько кривоватые, ноги несут на себе тяжесть огромного и мощного тела. Но когда родственники Льва Толстого увидели представленный макет, то пришли в ужас от увиденного и строго на строго запретили такое кому-либо показывать. Поэтому скульптору предложить несколько измененный вариант, когда ноги скрыты необработанной породой, что он как будто вырастает из земли, является ее продолжением. Такая интерпретация духа и мощи личности Льва Толстого пришлась по вкусу родственникам, поэтому именно этот вариант мы и можем сейчас видеть.
Хотя лично мне жаль, что именно этому скульптору досталась посмертная маска великого писателя, уж больно этот скульптор неадекватен был.
Но на этом проблемы у памятника Льву Толстому в Москве не заканчиваются. После изготовления памятник планировали поставить на Миусской площади, перед зданием Университета А.Л. Шанявского. Но представители Церкви возразили, что там ставить памятник нельзя, т.к. с этого места прямая видимость на возводящийся собор святого Александра Невского. И что если администрация города не посчитается с их мнением, то они разрушат памятник Льву Толстому, чтобы этот безбожник не любовался собором. Градостроители учли пожелание Церкви и не стали устанавливать там памятник Льву Толстому. Но и с выбором места не спешили. Поэтому после создания памятника, предположительно 1911-14 года и вплоть до 1928 года, готовый памятник простоял в мастерской скульптора. И только в 1928 году памятник Льву Толстому нашел свое первое место на Девичьем поле (это недалеко от Музея-усадьбы Л.Н. Толстого в Хамовниках) и только в 1972 году памятник был перевезен во двор Государственного Музея Л.Н. Толстого, что находится в городе Москва ул. Пречистенка д.11). Где мы и можем увидеть его сегодня.
Памятники Москвы столь многочисленны, что о них знает только государственный реестр, но не люди для которых они и были установлены.
Памятник Л.Н. Толстому в Москве