Среди театралов первой украинской столицы много молодых людей, что искренне радует как простых горожан, так и местных деятелей искусства. Это значит, культура города не умирает, а, напротив, развивается – активно, плодотворно и в разных направлениях. Театры Харькова никогда не забывают о классике и учитывают тенденции современности.
ХНАТОБ – театр оперы и балета – гордится тем, что носит имя Н. Лысенко и является преемником Украинской столичной оперы. Его новое здание построено в традициях постмодернизма, может быть, поэтому оно привлекает своей необычностью: кажется, что изящный нижний этаж не выдержит мощной верхней плиты, нависшей над окружающими театр ступенями. Подобный контраст выглядит странно, но интересно.
Пожалуй, ХНАТОБ можно назвать самым посещаемым театром города. Значительным событием последнего времени театралы Харькова признают гастроли Раду Поклитару. Его одноактные философские постановки – «Щелкунчик», «Дождь», «Болеро» – не оставили равнодушными даже приверженцев классического балета.
В традиционном репертуаре театра им. Лысенко опера «Борис Годунов», которая не сходит со сцены не менее полувека. Если перед спектаклем подойти к зрителям и спросить, сколько раз они слушали это произведение Мусоргского в исполнении харьковских артистов, можно получить удивительный ответ: «Мы ходим на «Годунова» каждый сезон». Государственная премия, которой удостоилась труппа, – заслуженная награда за великолепное исполнение.
Каждый харьковчанин любит и уважает О. Аркадина-Школьника – талантливого режиссера Театра украинской драмы. В репертуаре театра, спектакли которого идут на украинском языке, произведения Квитки-Основьяненко, Булгакова, Набокова, Гоголя, многих других зарубежных и украинских авторов. Недавно горожане получили великолепный подарок – постановку «Мина Мазайло» Н. Кулиша, талантливого драматурга, изгнанника, а кроме того, земляка-харьковчанина. Театры Харькова все чаще обращаются к его творчеству.
«Театр-19» – молодой харьковский коллектив, о котором теперь знают не только в Украине, но и во многих европейских странах. О том, каким потрясающим дарованием обладает режиссер и каждый актер молодой труппы, харьковчане поняли в 2000 году, когда пришли на спектакль «Эмигранты» по пьесе С. Мрожека. «Двери», «Наш Гамлет», «Павел I», «Любофь», «Но все-таки» – эти названия с удовольствием перечислит любой горожанин и обязательно посоветует туристам и гостям Харькова посмотреть постановки.
Чтобы посетить все театры Харькова, нужно немало времени, но оно, бесспорно, не будет потрачено впустую.