С 1982 года в Ростове-на-Дону стоит памятник Сарьяну Мартиросу Сергеевичу. Памятник выдающемуся человеку своего времени. Да и в принципе, такие сильные личности реализовывают себя в любой эпохе.
С 1982 года в Ростове-на-Дону город украсился памятником художнику, живописцу-пейзажисту, графику. Автор памятника Л. Токмаджян, архитекторы памятника Л. Джулакян и Г.Григорьев. Памятник изготовлен из бронзы и бетона.
Это был человек с активной жизненной позицией (в старом определении, а не как сейчас). Человек, который творил от души и щедро, не жалея себя. Что обозначает, отдавался искусству всецело. Лично я, когда я читаю биографию таких людей, то испытываю только уважение. Тут неважно кто, какой национальности, в какую эпоху жил, и какого пола был. За него говорят только его поступки.
Всю биографию пересказывать не буду, перечислю только награды:
- Сталинская премия второй степени (1941) — за оформление оперного спектакля «Алмаст» А. А. Спендиарова
- Народный художник СССР (1960)
- Ленинская премия (1961)
- Герой Социалистического Труда (1965)
- три ордена Ленина
- орден Трудового Красного Знамени
- орден «Знак Почёта»
- медаль «За оборону Кавказа» (1945)
- медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)
Если кажется, что мало, то просьба помнить, что тогда было другое время. И это сейчас ВСЁ покупается, а тогда только за заслуги. Да и немного зная суровый характер Сталина, хочется заметить, что получить его премию в год начала войны – это серьезное достижение в жизни.
Немного биографии из одного из сайтов (в этой версии больше о его мастерстве, а не о житие-бытие, поэтому выбрал именно эту версию биографии):
Мартирос Сарьян (1880 — 1972)
— один из великих художников ХХ века, выдающийся мастер цвета. «Цвет — это истинное чудо! — восклицал художник. — В сочетании с солнечным светом он создаёт внутреннее содержание формы, выражает суть вселенского бытия».
Для армянского изобразительного искусства самой крупной фигурой такого рода был Мартирос Сарьян, и эволюция его творчества представляется, поэтому наиболее поучительной.
Ключом к живописному методу Сарьяна всегда был принцип обобщения, понятого в самых разных смыслах: от темы и настроения до пятна и штриха.
Полотна Сарьяна, написанные яркими, насыщенными красками, развивают новое эстетическое восприятие, давая возможность понять, что искусство не есть лишь имитация реальности: оно требует свободы воображения и абстрагирования. В то же время художник сохраняет в своих произведениях простые природные формы. Мартирос Сарьян всегда считал природу своим главным учителем.
Сарьян первой половины 1910-х годов – смелый новатор мастерски соединивший живописные традиции Востока с новыми достижениями европейского искусства ХХ века. Художник получил признание в России. Его картины были приобретены Третьяковской галереей, некоторые экспонированы в Европе.
Много позже, уже в конце 1950-х-начале 1960-х годов он вспоминается следующим поколением художников и используется как образец, а заключенные в нем приемы обобщения пейзажа Армении
В 1920-е и 1930-е годы Мартирос Сарьян сохраняет интерес ко всем ведущим жанрам, в которых работал и прежде: пейзаж, портрет и натюрморт занимают его в равной мере. Меняется, правда, их взаимодействие, они предстают в иных комбинациях и сочетаниях, но главное, что отличает все полотна — стремление к точности. Извлечение некоего общего закона из конкретных образов природы, предметов, человеческих лиц, которым был силен Сарьян раньше, уступает место острому интересу к характерному, индивидуальному. Не цветы, фрукты, горы и люди, но эти цветы, эти горы и этот человек находятся сейчас в центре интересов художника.
Новое мироощущение вызывает перемены в изобразительной системе: этюд с натуры, конкретный вид, мельчайшие черты внешности модели, состояние расставленных перед мольбертом объектов пристально изучаются и фиксируются. Выявляется нереализованная до этого способность художника видеть неповторимо индивидуальное во всем, это меняет рисунок, в меньшей степени — палитру; фактура следует порывистым движениям руки художника, и цель достигается: медленные, «вечные» ритмы заменяются учащенным биением пульса. Программными для каждого этапа развития можно считать автопортреты Сарьяна — от подчеркнуто растворенного в окружении облика юноши — к мечтателю с маской , от него — к человеку с поднятой для удара кистью, а от этого (40-е гг.) — к большому автопортрету «Три возраста» -был пройден длинный путь.
Несколько его работ:
Картина «Пантеры» работы Мартироса Сергеевича Сарьяна в 1907 году.
Картина «Финиковая пальма» работы Мартироса Сергеевича Сарьяна в 1911 году.
Картина «Ночь. Египет. (Ночной пейзаж)» работы Мартироса Сергеевича Сарьяна в 1911 году.
Картина «Цветы Калаки» работы Мартироса Сергеевича Сарьяна в 1914 году.
Картина «Арарат из Двина» работы Мартироса Сергеевича Сарьяна в 1952 году.
Это далеко не все работы и заслуги М.С. Сарьяна, я лишь хотел показать, что человек достоин доброй памяти о нем и уважения. И что жители Ростова по праву могут гордиться им и крайне жаль, что за памятником нет должного ухода (информацию прочел на некоторых форумах).