Величественный и суровый Санкт-Петербург по праву носит статус самого красивого города России. Архитектурные и художественные памятники Санкт-Петербурга исчисляются тысячами, каждый из них уникален и неповторим.
Построенный Петром I назло и вопреки своим противникам, Санкт-Петербург стал настоящим хранилищем культурно-исторического наследия страны. Несмотря на сегодняшние противоречия в оценке деятельности великого самодержца, заслуги Петра неоспоримы. Его ненавидели и боялись, а он упорно, жгучим кнутом вытягивал Русь из болота разрухи и забвения. Отброшенная в своем развитии на несколько столетий назад, глубоко религиозная страна всем нутром сопротивлялась, страх новизны и перемен тяжким грузом тянул государство ко дну. Строительство Санкт-Петербурга стало не только воплощением амбиций Петра I, но и бесценным подарком для потомков. Несмотря на затяжную Северную войну, Петр старательно осваивал завоеванные земли. Задуманный как город-крепость, Санкт-Петербург очень быстро стал одним из красивейших городов мира, а отстроенные Петром великолепные памятники Санкт-Петербурга – величайшим достоянием России.
Парки и площади города сохранили до наших дней старейшие памятники Санкт-Петербурга. Летний сад и Летний дворец стали ярчайшими творениями Петра. Этот дворцово-парковый ансамбль неразрывно связан с историей основания города, сад был любимым детищем Петра I, и его обустройству уделялось особое внимание. Петр I ни в чем не хотел уступать европейским монархам и старательно следовал последним веяньям моды. Европа была охвачена безумством барокко, пышность стала не просто главным атрибутом архитектуры и искусства, она стала привычкой и образом жизни европейской аристократии. Главным образцом для подражания был Версаль с его садом – французы не знали равных себе в разгуле роскоши и помпезности. Бал правил Людовик XIV и Версаль стал апофеозом культа «Короля-солнце». Петр поставил сложнейшую задачу — сделать сад не хуже версальского, но и не копировать его, а внести свой, особый колорит.
Местом строительства была выбрана заброшенная усадьба шведского майора Эриха Берндта фон Конау и начались трудоемкие работы по осушению болотистой местности. В итоге природный ландшафт был полностью преобразован. Планировка сада была довольно проста – доминантами служили три параллельные аллеи, соединяющиеся перпендикулярными проходами. Для удобства сад условно разделили на Первый, более нарядный, и Второй, с фруктовыми и садовыми посадками.
Лучшие зодчие начали строить фонтаны, для улучшения напора воды в Великобритании приобрели паровую машину. Но Петр I мечтал воплотить в жизнь еще одну грандиозную затею – сад-лабиринт по примеру знаменитого Версальского лабиринта. Его главным украшением были фонтаны, изображавшие сцены из басен Эзопа. Из ртов животных и птиц лились струи воды, а таблички подробно описывали смысл сюжета. Соревноваться с Людовиком было не просто, для выполнения этой задачи в Россию прибыл французский мастер садово-парковой архитектуры Жан-Батист Леблон. Многое из предложенного Леблоном Петр все же отверг, государю хотелось сохранить простоту композиции сада и его самобытность.
Помимо сада-лабиринта в Летнем саду началось строительство Летнего дворца и поиск выдающихся скульптур для украшения сада. В то время итальянские художники, скульпторы и архитекторы занимали ведущие роли в создании шедевров. Никто не мог сравниться с ними в мастерстве исполнения, итальянская школа превосходила все остальные. На поиск лучших мастеров Петр I отправил в Рим блестящего дипломата и предпринимателя, знатока искусств, сербского графа Савву Рагузинского-Владиславича. Граф привез с собой не только первые шедевры, но и итальянских зодчих, а также инструменты для мастерской. Так в летнем саду образовался музей мраморной скульптуры. Коллекция античных изваяний постоянно пополнялась, каждый экземпляр был высокохудожественным произведением. Часть изваяний представляла мифологические композиции и скульптурные серии. Одна из них «Круговорот суток», состоящая из четырех изваяний – юной богини утренней зари Авроры, улыбающегося юноши Полдня, задумчивого старика Заката, величавой богини ночи Никты. В 1719 году папа Климент XI подарил Петру статую Венеры.
Так в России впервые появилась античная скульптура обнаженной женщины. В 1726 году, через год после смерти Петра, в парке появилась композиция, украсившая мраморные памятники Санкт-Петербурга и Летнего сада. Статуя «Мир и Изобилие», прославляла окончательную победу над Швецией и подписание Ништадского договора 1721 года. Белоснежный памятник изображает поверженного льва, как символ Швеции и двух женщин, одна из них олицетворение России, другая — богиня победы Ника. Композиция полна аллегорических символов и атрибутов, здесь можно увидеть рог изобилия, лавровый венок и пальмовую ветвь. В 1777 году случилось сильнейшее наводнение, разрушившее фонтаны, но великолепные античные памятники Санкт-Петербурга чудом сохранились до наших дней. Сегодня в Летнем саду можно увидеть их копии, оригиналы хранятся в музее Михайловского замка, где поддерживается необходимая температура и влажность.
Не меньше внимания Петр уделял строительству своей летней резиденции – Летнему дворцу. Дворец должен был служить лишь одним из элементов сада, его дополнением, поэтому план дворца, так же как план сада, был достаточно прост и строго геометричен. По легенде, архитектор Трезини намеренно расположил шесть окон резиденции смотрящими строго на запад, другие шесть – строго на восток. Это символизировало новую политику государства, одинаково обращенного и к Западу и к Востоку. Главное место уделялось декору внешней и внутренней отделки здания. Водостоки выполнены в виде летящих драконов, а флюгер крыши изображает Георгия Победоносца, убивающего копьем змея. Это еще одно аллегорическое изображение победы России над Швецией. Фасад здания богато украшен барельефами, изображающими поверженных морских чудовищ, символизирующих военно-морскую мощь России. Над входом красуется Минерва, богиня мудрости и покровительница военных.
Летний сад и дворец стали символом триумфа над Швецией и господства на Балтике.
Внутреннее убранство дворца отличалось роскошью – двери, лестницы и панели были изготовлены из дуба, который в то время применялся исключительно для кораблестроения. Во дворце появились непременные атрибуты барокко – зеркала. На стекольных заводах было налажено производство первых зеркал, но все же большая их часть привозилась из Европы. До наших дней сохранилось напольное зеркало петровских времен. По легенде, в изготовлении массивной ореховой рамы принимал участие сам государь. Петр I не скупился на приобретение предметов украшения интерьера, здесь появились ковры ручной работы, фарфоровая и фаянсовая посуда, часы, разнообразные измерительные приборы. Комнатные печи украшались голландскими бело-голубыми изразцами, мебель отличалась изяществом, появились резные светильники. Петр начал собирать коллекцию живописи, холсты стали неотъемлемой частью интерьеров дворца. Картины русских, голландских и европейских мастеров, большая выставка морских пейзажей, портреты членов царской семьи — сегодня эти художественные и декоративно-прикладные памятники Санкт-Петербурга являются частью исторического наследия великого самодержца и реформатора.
По приказу Петра в Летнем дворце был оборудован кабинет редкостей – «Кунсткамера», из Москвы сюда доставили первые экземпляры знаменитой коллекции «диковинок». В Европе, где активно развивались науки – естествознание, анатомия, антропология и фармацевтика, такие кабинеты уже давно вошли в моду. Обуреваемый жаждой знаний и стремлением нести просвещение в Россию, Петр приумножал культурно-исторические памятники Санкт-Петербурга не жалея средств. Вскоре коллекция достигла впечатляющих размеров, и Петр I решил выставить ее на всеобщее обозрение.
В 1718 году, на стрелке Васильевского острова Петр начинает строительство первого музея России. По замыслу государя здесь должны были разместиться не только коллекции Кунсткамеры, но и библиотека, анатомический театр и обсерватория. Кроме того, в государстве назрел вопрос научного образования, государь понимал, что стране необходимы свои ученые и исследователи. Для преподавательской деятельности Петр пригласил видных иностранных ученых, в новом здании планировалось проводить обучение молодых кадров. «Палаты Санкт-Петербургской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры» — этот грандиозный проект Петра сыграл важнейшую роль в развитии российской науки. По плану это крупномасштабное здание состояло из двух корпусов, соединенных высокой башней. Экспонаты «кабинета редкостей» временно перевезли в Кикины палаты – роскошный и просторный дом адмиралтейского советника Кикина. Сам Кикин, некогда соратник Петра, был казнен за вероломное предательство и поддержку царевича Алексея. По приказу Петра I вход на выставку был бесплатным, более того, на государевы средства посетителей поили вином и угощали закусками, а служители проводили занимательные экскурсии. Государь нередко сам выступал гидом, с удовольствием рассказывая об экспонатах иноземным послам. Каких только чудес не было в коллекции Петра – анатомические аномалии, редкие камни и минералы, гербарии, скелеты животных и обитателей морских глубин. Благодаря необычайной любознательности Петра эти научные и культурные памятники Санкт-Петербурга и сегодня можно увидеть в здании Кунсткамеры.
Особую гордость государя представляли его инструменты – токарный станок, различные измерительные приборы, хирургические принадлежности. Петр весьма увлекался медициной, анатомией, со знанием дела мог удалить зуб, неоднократно принимал участие в операциях и препарировании трупов. Впервые Петр I заинтересовался медициной во время знакомства с голландским анатомом Рюйшем. Рюйш мастерски бальзамировал тела, за его коллекцию «уродцев» Петр выложил целое состояние. Экспонаты этой коллекции превосходно сохранились до наших дней.
По указу Петра I была собрана уникальная коллекция золотых скифских украшений. 1250 предметов, найденных в сибирских землях, были переданы в Кунсткамеру в 1715 году. Сегодня эти бесценные изделия хранятся в Эрмитаже.
Кроме этого, Петр собрал колоссальную библиотеку, включающую несколько тысяч томов. Философские, медицинские и научные труды, повести, жития святых и богословские произведения самых разных авторов – сочинения были доступны всем желающим. Петр не только возводил выдающиеся архитектурные памятники Санкт-Петербурга, он заботливо множил достояние страны и создавал плацдарм для будущего развития России.
Величественное здание Академии наук Санкт-Петербурга было построено лишь после смерти великого реформатора, в его стенах выросло не одно поколение выдающихся русских ученых. Коллекцию из Кикиных палат перевезли в 1726 году, с тех пор она многократно увеличилась. Все последующие правители России с энтузиазмом пополняли «диковинные» памятники Санкт-Петербурга. Сегодня в огромном здании расположился музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. Здесь расположены огромные коллекции по культуре и быту народов мира – национальные одежды, ритуальные атрибуты, предметы быта и орудия труда, доспехи, холодное и огнестрельное оружие. И сегодня в музее занимаются научно-исследовательской деятельностью, изучением этнографических особенностей народов. Крупнейшая в стране археологическая коллекция до сих пор открывает все новые страницы в изучении истории и быта народов Европы и Азии. В музее организована специальная образовательная программа для детей, здесь с честью продолжают дело Петра сделавшего неоценимый вклад в развитие отечественной науки.
Памятники Ленину Санкт-Петербурга [+]