Памятники России
Петергоф – восхитительно красивая резиденция российских императоров. Здесь, на небольшой территории, расположились великолепные скульптурные и архитектурные памятники России.
Петергоф был основан Петром I в 1710 году. Это был непростой период в правлении императора, но азарт и энтузиазм Петра был неисчерпаем. Еще продолжалась Северная война, огромными темпами шло строительство Санкт-Петербурга, но Петр хотел успеть воплотить в жизнь все свои мечты. Великий император понимал, сколь большую роль в международной политике играет общий облик государства, красота и изысканность его городов.
Для России это был невиданный доселе проект и по масштабам и по сложности исполнения. Древняя Русь, познавшая все ужасы опустошительных набегов и междоусобных войн, в короткие мирные периоды с упоением возводила храмы и соборы. Почти все дошедшие до наших дней архитектурные памятники России допетровской эпохи так или иначе связаны с православием, исключение составляют лишь выдающиеся крепости-детинцы, выстроенные на рубежах государства. Петр I был новатором во всем, он ломал привычные устои и многовековые традиции. Благодаря Петру I в Россию стремительно ворвался пышный и помпезный барокко, персонажи античной мифологии и «водные феерии» — фонтаны. В сущности, до Петра в России не существовало искусства скульптуры, поскольку оно не характерно для православных традиций. Все памятники России начала и середины XVIII века выполнены в европейской манере, их создателями были иноземные зодчие, в основном итальянские. Петр I не дожил до воплощения всех своих идей, но «механизм был запущен» и его дело продолжила дочь – императрица Елизавета, а затем ее преемница Екатерина II.
Фонтаны Петергофа – это удивительный мир изящных статуй, окутанных потоками воды и тысячами разноцветных брызг. Каждый из них индивидуален и представляет сложную комбинацию гидротехнического оснащения и высокохудожественной скульптурной композиции. Центральное сооружение системы фонтанов Петергофа – Большой каскад, расположенный на крутом склоне горы перед Большим дворцом. Ансамбль представляет фантастическое зрелище — серебристые струи воды аркадами ниспадают с вершины, переливаясь всеми цветами радуги. Каждая ступень каскада украшена золочеными скульптурами — боги и богини Олимпа, нимфы, сирены, русалки, мифические птицы, звери и рыбы.
Все они — культурно-исторические памятники России и представляют огромную художественную ценность. Бурные потоки воды с шумом вливаются в расположенный внизу Большой грот и уносятся к Морскому каналу. Бортики грота также украшают фигуры античной мифологии, а в центре расположена доминанта Большого каскада – фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва». Его мощная струя гармонично вливается в общую картину, феерическую и волшебную. Аналогов столь грандиозному ансамблю нет нигде в мире, он состоит из 64 фонтанов и 250 скульптур. На его фоне Большой дворец выглядит обителью божеств, волею судьбы спустившихся на землю. Еще со времен Петра I здесь регулярно устраивали «огненные забавы» — фейерверки, а сейчас, когда фонтаны оборудованы подсветкой, сюда съезжаются тысячи туристов, чтобы полюбоваться салютом на фоне сияющих фонтанов. В недрах Большого каскада скрыт лабиринт тоннелей и сложнейшая система коммуникаций, вся его конструкция врезается в толщу горы и одновременно укрепляет склон, на котором возвышается Большой дворец. Скульптуры, многочисленные барельефы и маскароны Большого каскада, так же как и другие фонтанные композиции служили аллегорическим воплощением достижений государства, символизировали мощь морского флота и армии, олицетворяли победу России над Швецией. Совершенные пропорции античных изваяний еще больше подчеркивали величие империи и значимость великих деяний. Сегодня это кажется слегка слащавым и напыщенным, но триста лет назад это было непременной тенденцией барокко – преувеличить и возвысить. Любовь русского императорского дома к аллегориям продолжалась не одно десятилетие после века Петра I. Установленный Елизаветой «Самсон, раздирающий пасть льва» символизировал Россию, покорившую Швецию в затяжной и трудной войне.
Еще один интересный ансамбль – фонтаны «Адам» и «Ева». Это одни из немногих сохранившихся фонтанов, воздвигнутых в петровскую эпоху. Прародители всего человечества символизировали Петра I и его супругу Екатерину I, как основателей Российской Империи. Аллегория утрирована, но ведь именно Петр вытащил Россию из забвения, создав мощную державу, а Екатерина I подарила государству достойную наследницу – императрицу Елизавету. Почти все триумфальные памятники России, воздвигнутые в Петергофе стали шедеврами мирового масштаба.
Сам император стал популярнейшей фигурой у скульпторов. Пожалуй, опередил его лишь незабвенный Владимир Ильич Ленин, установленный во всех уголках большой советской державы. Образ Петра I десятки раз воплощался различными скульпторами, конные статуи великому государю есть во многих городах России и за рубежом. Все памятники России, посвященные Петру Великому, отличаются монументальностью и царственным спокойствием.
Модель первого памятника Петру I создал Бартоломео Растрелли еще при жизни самого самодержца, однако, изготовлен он был лишь в 1747 году через 22 года после смерти Петра I. Сейчас этот памятник установлен возле Михайловского замка в Санкт-Петербурге, но, несомненно, самым известным изваянием Петра стал памятник на Сенатской площади – «Медный всадник».
Монумент был отлит из бронзы, но в народе получил свое название с легкой руки А.С.Пушкина, после публикации его поэмы «Медный всадник».
Автором памятника стал Этьен Фальконе, делавший статую по личному заказу императрицы Екатерины II. К моменту создания памятника Фальконе уже успел прославиться своими работами, изящными и трогательными. Прежде чем приступить к работе Фальконе тщательно изучил личность Петра I, его характер и деятельность. Перед мастером стояла сложнейшая задача – воплотить образ многогранной личности, «человека-оркестра», победителя и деспота, просветителя и реформатора.
Императорский двор видел памятник Петру I в образе римского полководца Марка Аврелия, украшенного символическими атрибутами величия и власти. Но скульптор Фальконе создал свой, более сдержанный и реалистичный образ. В Европе уже началась эпоха классицизма, и Фальконе стал родоначальником этого стиля в России. Придворные критики, привыкшие к помпезному барокко, не поняли лаконичную простоту образа, и свою работу скульптор заканчивал в условиях открытого конфликта. Если бы не упрямство и настойчивость француза, памятники России пополнились бы ничем не примечательной копией древнеримской статуи.
Величественная статуя, изображающая Петра I верхом на коне, была установлена на огромной каменной глыбе. Поиски подходящего камня были долгими, а его доставка в Санкт-Петербург сопровождалась невероятными трудностями. Фальконе трудился не только над статуей самого Петра, много времени он посвятил самой глыбе, пытаясь придать ей форму волны. Она являлась символом побед в морских баталиях и завоевания выхода к Балтийскому морю. Особенно тщательно мастер ваял императорского коня, скрупулезно прорабатывая каждую деталь. Конь Петра I не просто гарцевал, а вздыбленный, он делал стремительный прыжок, покоряя вершину. Фальконе умело использовал лишь некоторые элементы барокко, придав памятнику стать и легкую театральность. Лавровый венок и меч символизировали победы, змея под копытами коня олицетворяла поверженного врага и одновременно служила для устойчивости памятника.
Императорский двор не одобрил памятник, а вот жителям Санкт-Петербурга памятник сразу понравился, простой, «не утяжеленный» аллегориями, он был понятен и близок. Сам скульптор не дождался открытия своего главного шедевра – вконец рассорившись с Екатериной II, он уехал в Париж и больше никогда не посещал Россию. Его творение по праву считается лучшим памятником великому императору, он и сегодня вздымается над площадью, гордо и величественно, застывший в веках пламенный патриот своего отечества, полководец, новатор и победитель.
Уже несколько веков памятник, словно отец — основатель, молчаливо взирающий на творение рук своих, является одним из символов Санкт-Петербурга.
Сегодня, когда значимость личности Петра I полностью изучена, современные художники и скульпторы нередко обращаются к образу императора. Памятники России постоянно пополняются все новыми изваяниями Петра I, ведь многие города, так или иначе, обязаны императору своим процветанием.
В 1997 году в Москве был торжественно открыт памятник Петру I, сразу вызвавший небывалый общественный резонанс. Автор памятника – Зураб Церетели, изготовил его по заказу правительства Москвы в честь 300-летия основания флота России. Памятник представляет 30-метровую башню, украшенную бронзовыми рострами, ее верх увенчан кораблем. За штурвалом — сам император Петр I , высота его статуи 18 метров. Вероятно, по замыслу скульптора, такая высота изваяния должна была подчеркнуть величие императора, но на фоне огромной фигуры государя корабль выглядит бутафорским, придавая красивому в целом памятнику некоторую карикатурность. Монумент сразу попал в рейтинги самых уродливых памятников мира и получил десятки нелицеприятных прозвищ, вроде «Гулливер в стране лилипутов».
Монумент щедро украшен Андреевскими флагами, самый большой, весом 5 тонн, укреплен на верхушке мачты. Двенадцать флагов укреплены на бронзовых рострах, что, по мнению историков, является грубейшей ошибкой и нарушением военно-морской этики. Традиционно корабли украшались трофейными рострами, следовательно, и флаги на них должны быть с вражеских кораблей. У подножия памятника установлены фонтаны, они имитируют волны, рассекаемые кораблем. Памятники России еще никогда не были столь внушительны — общая высота памятника составляет 98 метров, он считается самым высоким скульптурным сооружением в стране и входит в десятку высочайших памятников мира.
Установка и монтаж памятника обошелся московской казне в 16,5 миллионов долларов. При его изготовлении использовали нержавеющую сталь, высококачественную бронзу и позолоту. Конструкция памятника представляет сложнейшее инженерно-техническое сооружение. Оно уникально и не имеет аналогов, для точных расчетов несущих конструкций специально проводили опыты в аэродинамической трубе. Памятник обладает высочайшей устойчивостью к погодным условиям. Внутри памятник оборудован лестничными маршами, что позволяет смотрителям тщательно следить за состоянием изваяния.
По сей день идут горячие споры о целесообразности существования такого памятника, тема сноса регулярно поднимается в прессе и на телевидении. Некоторые москвичи называют монумент «образцом гигантомании и дисгармонии», считая, что такие памятники России не нужны. Другие предлагают перенести его в Санкт-Петербург, ведь именно на берегах Невы Петр I основал флот. Еще большую неприязнь вызывают упорные слухи о том, что первоначально памятник изображал Христофора Колумба и Церетели безуспешно пытался продать его в страны Северной или Латинской Америки. Вообще, все творчество Церетели вызывает жаркие споры, «в народе» его недолюбливают, всякий раз придумывая насмешливые названия его произведениям. Однако власти не торопятся сносить монумент. Демонтаж такой конструкции – сложная и дорогостоящая затея, к тому же конструкция памятника позволяет оборудовать на нем смотровые площадки. Главным аргументом власти считают пример Эйфелевой башни и центра Помпиду в Париже, которые также вызывали недовольство горожан в первые десятилетия своего существования. Возможно, в скором времени памятник станет популярным туристическим объектом и начнет приносить доход в казну города, а отношение к нему будущих поколений станет совсем иным.
Памятники России (города в алфавитном порядке) |
---|
А |
Памятники Абазы |
Памятники Абакана |
Памятники Абдулино |
Памятники Абинска |
Памятники Агиделя |
Памятники Агрыза |
Памятники Адыгейска |
Памятники Азнакаево |
Памятники Азова |
Памятники Ак-Довурака |
Памятники Аксая |
Памятники Алагира |
Памятники Алапаевска |
Памятники Алатыря |
Памятники Алдана |
Памятники Алейска |
Памятники Александрова |
Памятники Александровска |
Памятники Александровска-Сахалинского |
Памятники Алексеевски |
Памятники Алексина |
Памятники Алмазая |
Памятники Альметьевска |
Памятники Амурска |
Памятники Анадыря |
Памятники Анапы |
Памятники Ангарска |
Памятники Андреаполя |
Памятники Анжеро-Судженска |
Памятники Анивы |
Памятники Апатиты |
Памятники Апрелевки |
Памятники Апшеронска |
Памятники Арамиля |
Памятники Аргуна |
Памятники Ардатова |
Памятники Ардона |
Памятники Арзамаса |
Памятники Аркадака |
Памятники Армавира |
Памятники Арсеньева |
Памятники Арска |
Памятники Артёма |
Памятники Артёмовска |
Памятники Артёмовского |
Памятники Архангельска |
Памятники Асбеста |
Памятники Асино |
Памятники Астрахани |
Памятники Аткарска |
Памятники Ахтубинска |
Памятники Ачинска |
Памятники Аши |
Б |
Памятники Балашихи |
Памятники Барнаула |
Памятники Батайска |
Памятники Белгорода |
Памятники Боровска |
В |
Памятники Видное |
Памятники Владивостока |
Памятники Волжского |
Памятники Воронежа |
Г |
Памятники Геленджика |
Д |
Памятники Дзержинска |
Е |
Памятники Екатеринбурга |
Памятники Елабуги |
Ж |
Памятники Железноводска |
З |
Памятники Зеленограда |
И |
Памятники Ижевска |
Памятники Йошкар-Олы |
К |
Памятники Казани |
Памятники Калуги |
Памятники Кисловодска |
Памятники Королева |
Памятники Костромы |
Памятники Краснодара |
Памятники Красноярска |
Памятники Кургана |
Л |
Памятники Луховиц |
М |
Памятники Мариинска |
Памятники Москвы |
Памятники Мытищи |
Н |
Памятники Нижнего Новгорода |
Памятники Новороссийска |
Памятники Новосибирска |
Памятники Новочеркасска |
Памятники Ногинска |
Памятники Новгорода |
Памятники Ноябрьска |
О |
Памятники Обнинска |
Памятники Омска |
Памятники Орла |
П |
Памятники Пензы |
Памятники Перми |
Памятники Подольска |
Памятники Покрова |
Памятники Пскова |
Памятники Пушкино |
Памятники Пятигорска |
Р |
Памятники Раменского |
Памятники Ростова-на-Дону |
С |
Памятники Самары |
Памятники Санкт-Петербурга |
Памятники Саранска |
Памятники Саратова |
Памятники Сенгилея |
Памятники Сочи |
Памятники Суксуна |
Т |
Памятники Твери |
Памятники Тольятти |
Памятники Томска |
Памятники Троицка |
Памятники Тулы |
Памятники Тюмени |
У |
Памятники Ульяновска |
Памятники Уфы |
Х |
Памятники Хабаровска |
Ч |
Памятники Челябинска |
Памятники Черкасс |
Памятники Читы |
Я |
Памятники Ярославля |
Подборки памятников (подробно о каждом) |
---|
Все памятники России |
Достопримечательности России |