Памятники Москвы
Традиция воздвигать монументы и скульптуры, появившаяся в России более 200 лет назад настолько укоренилась, что сегодня без них невозможно представить ни один мегаполис. Всевозможные исторические и культурные памятники Москвы играют видную роль в облике столицы, являясь несомненным украшением площадей, улиц и парков.
Советская эпоха подарила городу огромное множество различных памятников, сегодня часть из них совершенно утратила свое значение, а некоторые и вовсе вызывают вопрос о целесообразности своего существования. Появляются и новые памятники Москвы, иногда воздвигнутые мало кому известным людям. Вот, например, на улице Вавилова не так давно появился памятник Николаю Кристофари. В тихом дворике перед входом в центральный офис Сбербанка возвышается бронзовая фигура респектабельного господина средних лет, он опирается на трость, а в руке держит цилиндр. Мужчина спокоен и сосредоточен, его облик производит благостное впечатление добродетели. Шутники уже успели прозвать памятник «русским Авраамом Линкольном» за невероятное сходство с бывшим президентом США. Надпись на памятнике гласит «Николай Антонович Кристофари, первый вкладчик первой российской сберкассы». Примечательно, что Николай Кристофари родился и жил в Санкт-Петербурге, где и сделал свой первый вклад — 10 рублей серебром. Честный и трудолюбивый чиновник, он сделал блестящую карьеру — начав свой путь простым писарем, Кристофари дослужился до чина действительного статского, а затем и тайного советника. Свой вклад Николай Антонович сделал, стремясь поддержать благое начинание – первые сберкассы создавались при Воспитательных домах для сирот и незаконнорожденных детей. Вообще-то о биографии Николая Кристофари мало что известно, но судя по отрывочным фактам, человек этот был глубоко порядочным и ответственным, много времени посвящал благотворительности. До самой смерти Николай Кристофари занимал должность Почетного опекуна Санкт-Петербургского опекунского совета, и его фигура вполне достойно пополнила памятники Москвы.
Известно, что Николай Кристофари сделал свой вклад в 1842 году, в возрасте 40 лет. Скульптор учел все мелочи – одежда первого вкладчика соответствует моде середины 19 века, прическа и мимика лица совпадают с примерным возрастом тогдашнего Николая Кристофари. Автор изваяния – Народный художник России, талантливый скульптор Александр Рукавишников, сын одного из ведущих скульпторов эпохи социализма Иулиана Рукавишникова. Среди его работ — выдающиеся памятники Москвы, украсившие улицы города. Творения А.Рукавишникова всегда отличались особенностью точно и пластично воссоздавать образы, и памятник Николаю Кристофари не стал исключением, заняв свою нишу в череде достопримечательностей города.
Есть памятники Москвы, особенно полюбившиеся не только москвичам, но и всей стране. Всем с детства знаком монумент «Рабочий и колхозница», ставший эмблемой киностудии «Мосфильм». В советскую эпоху этот образ нещадно эксплуатировался – его изображения попадались повсюду – на почтовых марках, грампластинках, агитационных плакатах. Памятник и вправду очень красив – динамичный, он излучает мощную энергетику и силу. Есть в нем какая- то особенная пылкость и напор, присущие лишь молодости. Мало кто знает, что изготавливали его специально для Всемирной выставки в Париже 1937 года. Это были непростые времена, в воздухе витал страх — Европу лихорадило от предчувствий серьезной войны, а в Советском Союзе, где ударными темпами шло строительство коммунизма, репрессии достигли ужасающих масштабов.
Приготовления к выставке были ответственейшим заданием партии, возглавлял их архитектор Борис Иофан, автор грандиозного проекта Дворца Советов. Советский Союз в первый раз принимал участие в столь масштабном международном предприятии, подготовка шла полным ходом. Несмотря на старания, советские павильоны в Париже выглядели бедно и убого, срочно требовалось найти какую-нибудь «изюминку». Павильон, макет того самого Дворца Советов, должно было украсить творение отвечающее требованиям периода строительства коммунизма – прославлять существующий строй, призывать к труду и в то же время быть простым и понятным народу. Именно тогда Борис Иофан придумал образ скульптуры — рвущиеся вперед девушка и юноша, как олицетворение крестьянства и рабочего класса, сбросившие оковы самодержавия и ставшие хозяевами своей страны. Существует очень похожая античная скульптура «Тираноборцы», и Борис Иофан, образованнейший человек и знаток искусства, вероятно, заимствовал идею у античных мастеров.
Для воплощения идеи памятника был объявлен закрытый конкурс, в котором участвовали четыре скульптора. Среди них — Вера Игнатьевна Мухина, вдохновенно работавшая над проектом, впрочем, без особой надежды выиграть столь ответственный конкурс. Ее муж, талантливый врач и ученый Алексей Замков, изобретатель знаменитого чудодейственного препарата Гравидан, подвергался гонениям со стороны властей. К слову, доктор Замков послужил одним из прообразов булгаковского профессора Преображенского. Не имея возможности нормально работать, ученый даже пытался выехать за границу. Вера Игнатьевна очень любила мужа и всегда поддерживала его, так что у этой одаренной женщины была совершенно «запятнанная репутация» — в досье значились купеческое происхождение, попытка побега за границу вместе с опальным супругом и последующая ссылка в Воронеже. Из изгнания супругов вытащил Максим Горький, и у Веры Игнатьевны появилась возможность работать.
Надо сказать, все приглашенные скульпторы были талантливы, в числе их работ уже были известные памятники Москвы. Каждый из проектов был по своему интересен, но образы Веры Мухиной поразили всех, от них исходила невероятная сила и энергетика, столь необходимая для воплощения идей коммунизма. Одна из ее важных находок – развевающийся шарф за спинами рабочего и колхозницы, давал ощущение сильного порыва ветра, четкое стремление фигур рваться вперед наперекор всем трудностям. Молодые люди сплоченно противостояли вихрю, держа в высоко поднятых руках серп и молот. Особенное внимание Вера Мухина уделяла положениям рук и ладоней скульптуры. Их жесты символизировали силу и трудолюбие, единство и дух многомиллионного народа.
24-ех метровую конструкцию решили сделать из стали, что было новшеством, пришлось привлекать к работе специалистов по металлургии. Был изготовлен стальной каркас, и началась сложнейшая работа по облицовке памятника. Вера Мухина лично следила за процессом изготовления, уделяя внимание каждой детали, доводя до совершенства позы девушки и юноши. У сварщиков воспалялись глаза от ярких вспышек, весенний холод пробирался под телогрейки, но заразительный энтузиазм Веры Игнатьевны передавался всем и работа кипела почти круглосуточно. Грандиозная скульптура была закончена в рекордно короткие сроки.
Монумент «Рабочий и колхозница» чуть было не постигла совсем другая судьба и памятники Москвы могли лишиться этого выдающегося произведения. В то сложное время любой мастер – скульптор, художник или писатель создавали свои произведения, рискуя потерять все – доброжелатели строчили доносы, порой совершенно абсурдные. Та же участь постигла и памятник, в доносе директора завода указывалось, что в складках шарфа явственно проступает образ «врага народа» Троцкого. На стройку приезжала комиссия и даже сам товарищ Сталин, но генералиссимус и его соратники остались довольны творением.
Памятник аккуратно разрезали на части и повезли в Париж. На выставке ощущалось явное соперничество Советского Союза и Германии. Никто не хотел уступать, соревнуясь в высоте павильонов. Вообще на конкурсе было немало выдающихся строений – Эйфель представил здесь свою знаменитую башню, а Шпеер проект грандиозной территории съездов в Нюрнберге. Но монумент «Рабочий и колхозница» произвел настоящий фурор, на его фоне герб Третьего Рейха — черный орел, выглядел маленьким и жалким. Фигуры молодых людей потрясающе передавали образ стремления к светлому будущему, их необузданная сила и мощь завораживали зрителей. Успех был оглушительным и среди простой публики и среди критиков. Темная сталь еще больше подчеркивала выразительность композиции, усиливала впечатление движения фигур. Памятник легко и изящно отражал целую гамму чувств – гордость за достигнутые успехи всей страны, решительность в завоевании цели, уверенность в осуществлении мечты о коммунизме. Это было столь свежо и ново, что казалось, Вера Мухина сделала невозможное – открыла потаенные возможности искусства ваяния скульптур. Для советской экспозиции это был настоящий триумф, скульптура завоевала огромную популярность в буржуазной Европе. Сразу же начался выпуск сувениров — «Рабочий и колхозница» красовались на чернильницах, пепельницах, марках. Памятник вошел в раздел отечественных шедевров, студенты художественных учреждений подробно изучали новаторские приемы и технику исполнения, примененную при создании скульптуры. Но советские мастера больше никогда не смогли достичь такого совершенства и признания на международном уровне. Повторить успех Веры Мухиной, «оживить сталь» и покорить мир больше никто не сумел.
После выставки памятник варварски демонтировали и повезли в Советский Союз, где его пришлось восстанавливать по крупицам. Монумент установили возле павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, но слишком низкий постамент буквально изуродовал шедевр. Целостность композиции была утрачена, и монумент не производил столь сильного впечатления. Вера Мухина стала лауреатом Сталинской премии и наконец, получила возможность работать в своей мастерской. Среди ее работ есть и другие знаменитые памятники Москвы – постаменты Максиму Горькому, Петру Чайковскому, скульптурная группа «Требуем мира», но всю оставшуюся жизнь Вера Игнатьевна хлопотала о переносе своего главного детища в более удачное место. Власти лишь отмахивались от упрямой Мухиной. Лишь спустя более полувека после ее смерти монумент «Рабочий и колхозница» наконец установили на новом, более высоком постаменте. Несмотря на то, что общество больше не строит коммунизм, памятник ничуть не утратил свое значение, его главные идеи – стремление к лучшему будущему, патриотизм и гордость за свою державу остаются актуальными во все времена.
Судьба Веры Мухиной сложилась трагически, ее муж, не выдержав гонений, скончался после нескольких инфарктов. Для нее это было тяжелым ударом, но она продолжала творить в своей мастерской в Пречистенском переулке. Власти так и не простили Мухиной брак с опальным ученым и своенравный характер. Нередко Вере Мухиной приписывают изобретение граненого стакана, но ее потомки категорически отвергают это предположение, к тому же упоминания о граненом стакане встречаются в литературе середины 19 века. В годы перестройки некоторые скульптуры и памятники Москвы, созданные Верой Игнатьевной, были безвозвратно утеряны. Сегодня в Пречистенском переулке, в тиши старинных зданий неподалеку от мастерской стоит памятник самой Вере Мухиной. Хотя авторство памятника приписывают заслуженному мастеру Михаилу Аникушину, это изваяние вызывает некоторое недоумение. Памятник представляет фигуру в неполный рост, несуразно обрубленную, словно безногий калека. В нем с трудом узнаются черты Веры Игнатьевны, а странное одеяние делает ее похожей на ту самую колхозницу, только сильно постаревшую. В памятнике нет и намека на художественное дарование и род занятий Веры Мухиной.
Если бы не табличка на памятнике, вряд ли кто-нибудь догадался, что это скульптура великой женщины, мастера большого таланта, сделавшего огромный вклад в развитие советского искусства скульптуры. Современные москвичи надеются, что когда-нибудь памятники Москвы пополнятся достойным изваянием Веры Мухиной.
Аллея ученых | |
---|---|
Памятник-бюст Попову А.С. | Адрес: Москва, Ленинские горы, 1 |
Памятник-бюст Менделееву Д.И. | Адрес: Москва, Ленинские горы, 1 |
Памятник-бюст Чернышевскому Н.Г. | Адрес: Москва, Ленинские горы, 1 |
Памятник-бюст М.В. Ломоносову | Адрес: Москва, Ленинские горы, 1 |
Памятник-бюст Лобачевскому Н.И. | Адрес: Москва, Ленинские горы, 1 |
Памятник-бюст Герцену А.И. | Адрес: Москва, Ленинские горы, 1 |
Памятник-бюст Докучаеву В.В. | Адрес: Москва, Ленинские горы, 1 |
Памятник-бюст Мичурину И.В. | Адрес: Москва, Ленинские горы, 1 |
Памятник-бюст Тимирязеву К.А. | Адрес: Москва, Ленинские горы, 1 |
Памятник-бюст Павлову И. П. | Адрес: Москва, Ленинские горы, 1 |
Памятник-бюст Жуковскому Н.Е. | Адрес: Москва, Ленинские горы, 1 |
Памятник-бюст Чебышеву П.Л. | Адрес: Москва, Ленинские горы, 1 |
Аллея Героев Космоса | |
---|---|
Памятник-бюст М.В. Келдышу | Адрес: Москва, м. ВДНХ |
Памятник-бюст В.В. Терешковой | Адрес: Москва, м. ВДНХ |
Памятник-бюст П.И. Беляеву | Адрес: Москва, м. ВДНХ |
Памятник-бюст Ю.А. Гагарина | Адрес: Москва, м. ВДНХ |
Памятник С.П. Королеву | Адрес: Москва, м. ВДНХ |
Памятник-бюст А.А. Леонову | Адрес: Москва, м. ВДНХ |
Памятник-бюст В.М. Комарову | Адрес: Москва, м. ВДНХ |
Памятники Москвы на Поклонной горе | |
---|---|
День памяти и уважения | Адрес: Москва, Поклонная гора |
Воинам интернационалистам | Адрес: Москва, Поклонная гора |
Музей ВОВ | Адрес: Москва, Поклонная гора |
Памятник Испанцам погибшим в ВОВ | Адрес: Москва, Поклонная гора |
Памятный камень | Адрес: Москва, Поклонная гора |
Скульптурная композиция Пьетта (в музее) | Адрес: Москва, Поклонная гора |
Памятник Солдатам стран-участниц антигитлеровской коалиции | Адрес: Москва, Поклонная гора |
Храм Георгия Победоносца | Адрес: Москва, Поклонная гора |
Памятник Пропавшим без вести солдат без могил | Адрес: Москва, Поклонная гора |
Памятник Трагедия народов (Всем павшим) | Адрес: Москва, Поклонная гора |
Синагога | Адрес: Москва, Поклонная гора |
15 Памятных стел | Адрес: Москва, Поклонная гора |
Памятник Защитникам русской земли | Адрес: Москва, Поклонная гора |
Фонтаны на Поклонной горе | Адрес: Москва, Поклонная гора |
Музей Военно-Морского флота | Адрес: Москва, Поклонная гора |
Мечеть | Адрес: Москва, Поклонная гора |
Поклонный крест | Адрес: Москва, Поклонная гора |
Памятники Ленину в Москве | |
---|---|
Памятник В.И. Ленину | Адрес: Москва, Ленинская площадь |
Памятник В.И. Ленину | Адрес: Москва, Крымская набережная (Тайницкий сад Кремля) |
Памятник В.И. Ленину | Адрес: Москва, сквер 1905 года |
Памятник В.И. Ленину | Адрес: Москва, Мантулинская улица, 5 |
Памятник В.И. Ленину | Адрес: Москва, Новолужнецкий проезд |
Памятник В.И. Ленину | Адрес: Москва, Проспект Мира |
Памятник В.И. Ленину | Адрес: Москва, Павловская улица |
Памятник В.И. Ленину | Адрес: Москва, Тверская площадь |
Памятник В.И. Ленину | Адрес: Москва, Площадь Рогожской заставы |
Памятник Ленин-гимназист | Адрес: Москва, переулок Огородная Слобода, 6 |
Ленину и Крупской | Адрес: Москва, Неизвестно |
Памятник В.И. Ленину | Адрес: Москва, Лужники |
Памятник В.И. Ленину | Адрес: Москва, Воробьевы горы (1993 год), ранее в Кремле |
Памятник В.И. Ленину | Адрес: Москва, Анадырский переулок |
Памятник В.И. Ленину | Адрес: Москва, Парк имени Декабрьского восстания |
Памятник В.И. Ленину | Адрес: Москва, Партийный переулок |
Памятник В.И. Ленину | Адрес: Москва, ВВЦ |
Памятник В.И. Ленину | Адрес: Москва, Калужская площадь |
Памятник В.И. Ленину | Адрес: Москва, Комсомольская площадь |
Памятник В.И. Ленину | Адрес: Москва, Проспект 60-летия Октября |
Памятник В.И. Ленину | Адрес: Москва, Перовское шоссе |
Подборки памятников (подробно о каждом) |
---|
Памятники России |
Все памятники Москвы |
Достопримечательности Москвы |