Любая женщина любит всевозможные безделушки – фарфоровые статуэтки, резные и расписные шкатулки, сувениры и другие приятные сердцу мелочи. А ведь изготовление всевозможных «бранзулеток» является древнейшим ремеслом на земле, наравне с искусством изготовления оружия и бытовых предметов.
Еще на заре своего развития человечество стремилось не только создать прочные и удобные орудия труда, но и первые произведения первобытного искусства. Первобытный человек пробовал лепить, вырезать из дерева и камня украшения, амулеты и ритуальные предметы. По заверениям историков и археологов, искусство малой скульптуры появилось гораздо раньше наскальной живописи. Первобытные памятники культуры примитивны, но благодаря им ученые составляют представление о быте, уровню мышления и степени развития племен. Большинство найденных первобытных скульптур – фигурки женщин, их ярко выраженные формы указывают, что они, вероятно, изображают божества плодородия. Такие фигурки ученые обобщенно называют «Венерами». Самая древняя из известных сегодня науке — «Венера из Холе-Фельс». Она выполнена из бивня мамонта, ее возраст более 35 тысяч лет. Но древние люди изображали не только себе подобных – найденная фигурка «Человеколев» говорит о древнейших истоках поклонению животным. Первобытные люди с энтузиазмом искали новые, более прочные, чем древесина и более легкие, чем камень материалы. Бивни мамонта, а позднее и слоновая кость подарили человечеству удивительно красивые памятники культуры, разнообразные по стилю и манере исполнения.
Слоновая кость – превосходный материал для различных поделок, его нежный оттенок придает воздушную легкость изделиям. Кроме того, он прочен, прекрасно сохраняется в течение долгого времени, замечательно сочетается с другими материалами, поэтому нередко используется в качестве инкрустации для древесины и металлов. По-видимому, первыми техникой филигранной резьбы по слоновой кости овладели народы полуострова Индостан, до нынешних времен дошли некоторые памятники культуры зарождавшегося буддизма. Уже в 3-2 веках до нашей эры в этих краях изготавливались фигурки тончайшей работы, изображавшие богов и богинь индуизма и буддизма. Их тела и лица были божественно гармоничны и красивы, а одежды и головные уборы богато украшены. В сохранившихся летописях нередко упоминаются изделия из слоновой кости – ножны и рукояти холодного оружия, ручки опахал, элементы отделки мебели и убранства царских залов, фигурки слонов, обезьян и других животных. Слоновая кость ценилась очень высоко – ради ее добычи слонов не истребляли, а лишь аккуратно спиливали бивни. Вместе с распространением буддизма искусство миниатюрной скульптуры шагнуло на территории Китая, Кореи, а затем и Японии. Миниатюрные памятники культуры древнего Китая потрясают особой пластикой и изяществом. В них четко выражено национальное своеобразие – божества приобрели китайские черты, их лица и одежды выполнены в соответствии с китайскими представлениями о красоте.
Несомненными мастерами в искусстве выделки слоновой кости были японские мастера, на протяжении веков создававшие великолепные нэцкэ и окимоно. Эти маленькие фигурки тончайшей работы стали одним из символов Японии. Традиция изготовления нэцкэ – брелков-противовесов размером от двух до семи сантиметров, с отверстием для тесьмы пришла в Японию из Китая. При помощи такого брелка буддистские монахи, не имевшие карманов на одеждах, крепили к поясу различные мелочи. Хотя подобные брелки были своеобразным аналогом пуговицы и существовали в разных культурах мира, именно японцы стали делать из этого предмета маленькие шедевры. Нэцкэ изготавливали из разных материалов – древесины, нефрита, моржовой кости, рогов носорога, металлов и конечно, из слоновой кости. Вообще, слоновая кость попала в Японию лишь в начале 17 века, моментально потеснив другие материалы. Для японцев нэцкэ стали не просто аксессуаром одежды, нэцкэ служила амулетом и подчеркивала статус и положение в обществе того, кто ее носил. Постепенно в Японии сложилось несколько стилевых и тематических направлений нэцкэ. В основном изображались животные и мифические существа, люди и божества, имеющие человеческий облик, маски традиционного японского театра и различные смешные ситуации, способные вызвать добродушную улыбку. Создавались тысячи образов – боги, монахи, крестьяне, дети, цветы, невиданные звери, рыбы и птицы. Все они даровали удачу и оберегали своих владельцев от злых сил.
Наравне с нэцкэ в Японии развивалось искусство окимоно – миниатюрных скульптур для украшения интерьеров. Во второй половине 19 века Япония, несколько столетий существовавшая в изоляции от мира, возобновила торговые и дипломатические отношения с Западом. Для европейцев и американцев японская культура была сродни инопланетной цивилизации – притягательной и необъяснимой. Поражало все – многочасовые созерцания сакуры, обычаи и ритуалы самураев, невероятно женственные и загадочные гейши, своеобразный этикет в отношениях. Маленькие фигурки искусной резьбы, которые болтались на поясах японцев, сразу привлекли внимание иностранцев и вскоре все западные ценители искусств были «заражены» этими волшебными изделиями. Десятки тысяч нэцкэ были вывезены из Японии и распроданы в частные коллекции. В то же время сами японцы все чаще стали отдавать предпочтение европейским одеждам. Кимоно, а вместе с ним и нэцкэ утратили свою популярность. Мастера нэцкэ все чаще обращались к искусству окимоно, также стремительно завоевавшему западный мир. К сожалению, для большинства нэцкэ и окимоно были всего лишь красивыми безделушками, лишь немногие рассмотрели в них миниатюрное отражение и символичные памятники культуры Японии, источник познания мировоззрений, философии и ментальности японцев. Сегодня искусство нэцкэ и окимоно все так же популярно, во всем мире насчитываются тысячи собирателей нэцкэ и окимоно. Маленькие скульптуры, скрывающие волшебную вселенную образов японской мифологии и буддизма, ценятся очень высоко — за оригинальную фигурку коллекционеры готовы выложить огромные деньги.
Современный мир вновь охвачен бумом японской скульптуры. Глубокий философский смысл окимоно и нэцкэ совершенно утрачен, популярной стала светская трактовка магических способностей фигурок. Штампованные окимоно продаются во всех сувенирных лавках, а улыбающийся пузатый божок Хотэй с мешком, лягушка или черепашка есть почти в каждом доме среднестатистического россиянина. Статуэтки расставлены на полках и о них известно лишь, что их надо погладить или положить копейку для привлечения удачи. Меж тем мастера Страны Восходящего Солнца, способные «видеть мир в капле росы», вкладывали в фигурки особый, сакраментальный смысл. Хотэй был богом сострадания и благополучия, из своего чудесного мешка он мог достать все что угодно, но только для тех, кто действительно нуждался. Хотэй исполнял самые заветные желания, приносил удачу и процветание. В сущности, для японцев это означало не материальные блага, а гармонию с окружающим миром и природой. В каждой нэцкэ жила частичка души мастера, ее создавшего, частичка тепла и любви, которые он в нее вкладывал.
Вообще, западный мир всегда с большим интересом воспринимал искусство Востока, не особенно вникая в его глубокий духовный смысл. Памятники культуры Древнего Востока оставили человечеству не только материальное наследие, но и огромную научную базу знаний о вселенной и мироздании. Древний Китай оказал огромное влияние на развитие всей современной цивилизации и европейской культуры. Много веков европейцы пытались попасть в эту удивительную страну, но первые торговые отношения начались лишь в начале 16 века. Но уже задолго до этого обходными путями через Ближний Восток в Европу попали первые изделия из китайского фарфора. Великолепные изделия из неведомого материала вызывали восхищение европейцев, фарфор ценился очень высоко. Китайцы ретиво хранили секрет изготовления фарфора, не одну сотню лет лучшие алхимики королевских дворов Европы пытались разгадать его состав. Меж тем история китайского фарфора насчитывает уже не одно тысячелетие. Первые упоминания о фарфоре относятся к 200-300 годам нашей эры. Уже тогда китайцы изготавливали из фарфора не только посуду, вазы, но и миниатюрные статуэтки. Сегодня эти декоративно-прикладные памятники культуры Китая являются частью национального достояния страны.
В 1708 году при дворе курфюрста Августа Сильного наконец был раскрыт секрет фарфора. Сам курфюрст был настолько одержим фарфором, что называл свое увлечение «фарфоровой болезнью». Он собрал уникальную коллекцию фарфора, на сегодня она считается лучшей в мире и хранится в Дрезденском музее фарфора в замке Цвингер. Выдающиеся фарфоровые памятники культуры исчисляются тысячами, среди них изделия китайских, японских и европейских мастеров.
Получение настоящего фарфора, даже превосходящего китайский, стало настоящим прорывом в искусстве Западной Европы. Была открыта первая мануфактура в Мейсене, куда пригласили лучших художников и скульпторов. Секрет изготовления фарфора не смогли долго удерживать в тайне и вскоре фарфоровые производства появились при всех лучших дворах Европы. Начиналась эпоха барокко – эпоха изящной роскоши и удовольствий, пышных балов и долгих пиршеств — изысканный фарфор стал одним из ее непременных атрибутов. Наравне с посудой на мануфактурах начинают выпуск миниатюрных статуэток. Изящные фигурки сразу стали невероятно популярны, ими украшали дамские будуары, кабинеты и парадные залы. В виде фигурок изготавливаются солонки и перечницы, сосуды для острых соусов, ручки на крышках супниц, чайников и сахарниц. В 1731 году на Мейсенской мануфактуре начал работать Иоганн Иоахим Кендлер, выдающийся скульптор и дизайнер. Его фантазия была безгранична, а мастерство превосходно. Кендлер придумал новые элементы отделки сервизов, типы узоров и декора.
Он первым стал раскрашивать фарфор яркими красками — Знаменитая техника «Буль-де–неж», когда все изделие украшено мелкими цветками ручной работы, тоже одна из придумок Кендлера. Но главными его шедеврами стали статуэтки – Кендлер создал целый мир маленьких людей и животных, красочный и волшебный. Эти хрупкие памятники культуры барокко стали миниатюрным воплощением своего пышного века. Маленькие скульптуры Кендлера завораживают — нарядные дамы и кавалеры, актеры, крестьяне и простолюдинки, танцовщицы и циркачи. В его композициях фигурки будто оживают – пастушка кокетливо приподнимает подол юбки, ей нравится внимание кавалера, пышная дама томно прикрывает лицо веером, но она уже готова к объятиям, кавалер страстно завидует собачке, лежащей в складках юбки своей соблазнительной хозяйки. Одна из самых знаменитых серий Кендлера – персонажи итальянской комедии дель Арте. Коломбины и Арлекины, Пьеретты и Пьеро, Панталоне и Бельтрами стали столь популярны, что по сей день выпускаются фарфоровыми производствами. Еще одна потрясающая выдумка Кендлера – «Обезьяний оркестр», состоящая из 25 фигурок. Трогательные и смешные обезьянки, одетые в модные костюмы вызвали особую любовь публики. Первую серию купила маркиза де Помпадур, выложив за фигурки огромную сумму. В России к работам Кендлера проявили особый интерес – для императрицы Елизаветы Петровны было изготовлено несколько серий в античном стиле.
Сегодня его работы – общепризнанные памятники культуры и искусства, имеют огромную материальную и историческую ценность. На аукционах подлинная работа Кендлера редкость и цена на нее доходит до сотен тысяч долларов. Большая часть его статуэток хранится в частных коллекциях и музеях. Немцы считают, что «фарфор – это зеркало культуры», а тот, кто хоть раз касался произведения настоящего мастера, влюбляется в фарфор раз и навсегда. Маленькая страна Кендлера покорила большой мир почти три века назад, а ее обитатели все так же влюбляются, кокетничают и очаровывают, неподвластные течению времени и бытия.