В городе Кириллов, что в Вологодской области заботятся о сохранении русских традиций искусства, в том числе и древнерусских. Что и неудивительно, ведь жемчужиной этого города является Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в 1397 году.
Но и другие памятники Кириллова достойны не меньшего внимания, чем этот монастырь, ведь среди них встречаются и прекрасные образцы деревянного зодчества, и произведения мастеров советского времени, как например, памятник Владимиру Ленину, который был воздвигнут в самом центре этого маленького городка. Именно в советское время город начала становиться тем, что есть, до этой же поры он мало чем был известен за исключением все того же Кирилло-Белозерского монастыря, да маленьких церквушек, что окружали его. Хотя, конечно, именно этот монастырь и является центром культурной жизни города, ведь на его территории расположены наиболее известные ныне памятники Кириллова. Здесь и Кирилловский краеведческий музей, в котором собрана одна из богатейших коллекций предметов быта и искусства древней северной Руси, ценность которых неизмерима.
Вторым таким культурным центром Кириллова, пожалуй, можно назвать не менее важный и в плане религиозной жизни Вологодской области Ферапонтовский монастырь. Он сам по себе – настоящее произведение искусства, да к тому же его внутренним убранством в свое время занимались великие русские художники, в том числе живописец Дионисий, фрески работы которого украшают этот монастырь. В XX-ом веке Ферапонтовский монастырь, как и многие подобные ему памятники зодчества по всей России, был превращен в музей, что только подчеркнуло его историческую и культурную ценность.
Конечно, памятники Кириллова – это в первую очередь памятники старины глубокой. Их, возведенных несколько сотен лет тому назад, не победили ни время, ни войны, ни люди. Одни из них возвышаются над городом, а другие прячутся в его закоулках. Одни из них изящны и просты, а другие – монументальны. Но все вместе они рассказывают историю своего города, подчеркивая особенно важные ее вехи. Жители Кириллова берегут и уважают свое прошлое, — они трепетно заботятся о каждом из памятников искусства, расположенном на территории города или в его окрестностях и учат этому приезжающих в монастыри паломников и немногочисленных туристов.