Архитектура 19 века характеризуется возрождением интереса к древнерусскому и византийскому зодчеству. Памятники архитектуры 19 века – это так называемый «псевдорусский» стиль, в отделке зданий используют монументальные колонны и резные элементы, арки и кокошники.
В русско-византийском стиле творил известный архитектор 19 века Константин Тон, спроектировавший Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец в Москве.
Храм Христа Спасителя расположен на берегу Москва-реки недалеко от Кремля. Он был воздвигнут как благодарение Богу за победу России в войне с Наполеоном. Строительство этого грандиозного сооружения продолжалось 44 года, с 1839 по 1883 год. Храм был спроектирован по образцу византиской архитектуры. Над внуртенней отделкой храма работали известнейшие мастера Академии художеств – Суриков, Крамской, Верещагин. Снаружи здание храма было украшено рельефами из белого мрамора на религиозные темы.
В Храме Христа Спасителя проводились коронации и празднования значимых событий в истории страны. В храме была создана великолепная библиотека.
В 1931 году Советом Народных комиссаров было принято решение уничтожить храм, а на его месте построить Дворец Советов. Здание разбирали в течение нескольких месяцев, а затем взорвали, чтобы разрушить до основания. В связи с началом Великой Отечественной войны Дворец Советов так и не был построен, в 1960 году на месте храма был открыт плавательный бассейн, а в 90-х годах начались работы по восстановлению храма. Немногие памятники архитектуры 19 века, разрушенные после революции, удалось восстановить. Храм Христа Спасителя – одно из сооружений, восстановленное как условная, а не точная копия предшествующего храма.
Некоторые памятники архитектуры 19 века сохранились и в городах России, одно из таких уникальных сооружений – Пожарная каланча в Костроме. Проект каланчи был создан архитектором Фурсовым. Построена она в виде античного храма в стиле классицизма. В просторном двухэтажном здании размещались жилые и караульные помещения пожарной команды, сараи, в которых размещались бочки с водой, конюшни. Венчает каланчу высокая восьмигранная вышка с наблюдательной беседкой в виде фонаря. Пожарная каланча – самое высокое сооружение Костромы. До 2005 года Пожарная каланча использовалась по своему прямому назначению, сейчас она передана в ведение Костромского музея-заповедника, в ней расположился экскурсионный отдел.