7 мая 1974 года был открыт памятник самолету на площади Уфимского авиационного института имени Серго Орджоникидзе (ул. Карла Маркса д.12). На бетонном постаменте высотой 2,5 м, облицованном гранитными черными плитами габбро, установлен самолет — первый в мире серийный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик МИГ-19 с бортовым номером «31».
На постаменте укреплены литая плита из сплава алюминия с выпуклыми буквами, составляющими текст: «Штурмующим. Дерзающим. Творящим. Первый в мире серийный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик. Конструкторы: Дважды Герой Социалистического Труда академик Микоян А. И., Герой Социалистического Труда Гуревич М. И., Герой Социалистического Труда академик Микулин А. А.. Герой Социалистического Труда Туман-ский С. К.
Самолет-памятник удачно организует пространство прединститутской площади, органически входит в ансамбль зданий Уфимского государственного авиационного технического университета и является в то же время одной из главных точек притяжения на этой площади. Самолет-памятник на общественных началах установили студенты и преподаватели института. Автор проекта — бывший преподаватель института Полев И. К.
Немного о истории самолета.
Первый в мире серийный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик МИГ-19. Конструкторы -дважды Герой Социалистического Труда академик Микоян Арт. И.; Герой Социалистического Труда Гуревич М. И., Микулин А. А., Туманский С. К. На этом самолете впервые были испытаны и применены радиолокаторы.
Данный истребитель-перехватчик МИГ-19 с бортовым номером «31» испытывали Г. Т. Береговой, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР; В. С. Серегин, Герой Советского Союза, первый тренер космонавтов; М. С. Твеленев, В. Г. Иванов, В. С. Котлов, Н. И. Коровушкин, А. Ф. Николаев — Герои Советского Союза и другие. Г. Т. Береговой, например, совершил на этом самолете 21 февраля 1957 г. три полета с общим временем 2 часа 15 мин. В наземной обработке материалов этого полета принимали участие будущие летчики-космонавты СССР В. М. Комаров, В. Г. Лазарев.
Истребитель-перехватчик МИГ-19 с бортовым номером «31» выпущен в сентябре 1956 г., последний полет совершил в 1967 г.
Всего произведено 1033 полета, это около тысячи часов в воздухе. На самолете совершили полеты 102 летчика.
В связи с совершенствованием техники истребитель-перехватчик МИГ снят с вооружения. Данный самолет передан Уфимскому авиационному институту имени Серго Орджоникидзе и три года использовался в качестве учебного экспоната. Вместе с самолетом переданы документы-формуляры. На самолете летали: Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Алифанов Н. Г; заслуженный летчик-испытатель СССР Захаров Н. П., заслуженный летчик-испытатель СССР Микоян С, А.; Герой Советского Союза Коровин Н. А.; дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт СССР, заслуженный летчик-испытатель СССР Береговой Г. Т.; заслуженный летчик-испытатель СССР Молотков А. П.; заслуженный летчик-испытатель СССР Фадеев А. Н.; Герой Советского Союза заслуженный летчик-испытатель СССР Твеленев М. С.; Герой Советского Союза заслуженный летчик-испытатель СССР Иванов В. Г.; Герой Советского Союза заслуженный летчик-испытатель СССР Котлов В. С.; заслуженный летчик-испытатель СССР Петров С. В.; заслуженный летчик-испытатель СССР Трусов Н. П.; Герой Советского Союза заслуженный летчик-испытатель СССР Коровушкин Н. И.; Герой Советского Союза Серегин В. С.; заслуженный летчик-испытатель СССР Иванов А. Д.; Герой Советского Союза Николаев А. Ф.; заслуженные военные летчики СССР Оноприенко Ф. П.; Козлов В. Н.» (Звания конструкторов и летчиков даны на момент открытия памятника).