В 1939 году в Москве был торжественно повторно открыт памятник Рабочий и Колхозница, который с момента создания стал символом Советского Союза и как коммунизма в общем. Первое официальное открытие памятника произошло 25 мая 1937 года в Париже на выставке и только после выставки памятник был обратно доставлен в Москву.
Памятник рабочий и колхозница в Москве
Надо сказать, что данный памятник повторяет великие творения известных людей в Советском Союзе. По какому-то странному измышлению правительство того времени считало, что если человек что-то создал эпохальное, то оно обязательно должно быть в единственном варианте.
Собственно здесь речь идет о скульпторе Мухиной Вере Игнатьевне. Ведь и до памятника рабочий и колхозница, она была скульптором и после, но не была проведена ни одна выставка ее работ, как и ее мужа. Хотя ей выдавались все возможные награды, премии, дотации, даже по личному распоряжению Сталина была построена индивидуальная мастерская для нее. Т.е. создавать что угодно могла, но только для себя.
Если смотреть как на обычный памятник, то архитектор памятника Рабочий и Колхозница является Борис Иофан, а скульптором Вера Мухина.
Хотя ответственным за сборку памятника из метала полностью отвечал профессор НИИ П.Н. Львов. А также непосредственно в первоначальной сборке памятника участвовало 160 человек. При этом надо понимать, что это происходило в 1930-е годы, когда еще сварка не была так сильно развита, как сейчас. Т.е. сварочные аппараты не были такими надежными и мобильными, как современные. Профессору П.Н. Львову пришлось собственноручно разработать новые сварочные аппараты, чтобы с помощью их можно было сваривать листы метала внутри и снаружи конструкции.
Выходит, что архитектор Борис Иофан придумал эскиз. Вера Мухина придумала детали и разработала полутораметровую скульптуру из гипса, а вот увеличивали ее в 15 раз и изготавливали из метала совершенно безымянные люди.
Памятник Рабочий и Колхозница в Москве вошел в историю коммунизма, как олицетворенный символ всех идей и слов коммунизма. Ведь до этого идеологам удавалось что-то объяснять, вычеркивая непонятные образы и фигуры руками в воздухе, но после создания памятника каждому стало наглядно понятно, о чем идет речь.
Изначально памятник рабочий и колхозница разрабатывался для выставки в Париже, но получившийся результат всех ошеломил. Ведь были применены не только принципиально новые материалы для памятника (нержавеющая сталь до этого не применялась), но и новые принципы построения. Ведь до этого также не приходилось увеличивать с натуры в 15 раз, это был грандиозный эксперимент.
4 декабря 2009 года в Москве было уже третье открытие памятника рабочий и колхозница. Рассматривать вариант, как реконструкция не совсем правильно, т.к. очень большое количество деталей пришлось заменить на более новые и из других материалов, ведь нержавеющая сталь того времени не была столь уж надежна.
Высота непосредственно скульптуры 25 метров, а постамент 33 метра. Общий вес 185 тонн, а сама скульптура весит 75 тонн, только одна обшивка из нержавеющей стали весит 9 тонн.
Примечательные факты памятника рабочий и колхозница:
- Доставлялся памятник рабочий и колхозница в Париж на 28 железнодорожных вагонах, но даже такого разделения оказалось не достаточно, т.к. некоторые детали не проходили в тоннели, и приходилось еще разрезать.
- Перед открытием памятника в Париже была вовремя замечена диверсия, кто-то подпил тросы крана, что собирал памятник на выставке, после этого была выставлена круглосуточная охрана из добровольцев и сотрудников, что приехали собирать памятник.
- Первоначально памятник рабочий и колхозница был собран в течение 1 месяца, люди работали в три смены, спали только по три часа в рядом построенном сарае, где всегда горел в центре большой костер.
- В Париже памятник был собран за 11 дней, хотя планировалось 25 дней.
- Среди всех данных о памятнике с его высотой чаще всего возникают споры, так профессор Львов говорил, что высота скульптуры 23,5 метра, сама скульптор Мухина – 24 метра, а Б. Терновец утверждал, что 24,5 метра. Правду уже не установить, т.к. памятник был воссоздан заново и первоначальную высоту потерял, впрочем, как и вес.
Памятники Москвы столь многочисленны, что о них знает только государственный реестр, но не люди для которых они и были установлены.