В 1958 году в Москве был торжественно открыт памятник Лихачеву И.А., именно этому человеку обязан завод «ЗиЛ» своим названием, ведь в 1956 году завод ЗиС был переименован в ЗиЛ и с тех пор так и остался.
Памятник Лихачеву в Москве
Сначала немного о памятнике, а потом о заводе, т.к. говорить о них отдельно не получится, уж больно они связаны.
24 июня 1956 года Лихачев Иван Алексеевич покинул этот мир, буквально только отпраздновав свое 60-летие. По официальным данным в тот же самый день, он был кремирован и уже сразу же урна была помещена в стену Красной площади, как одного из уважаемых людей России.
Памятники Москвы столь многочисленны, что о них знает только государственный реестр, но не люди для которых они и были установлены.
Памятник Лихачеву в Москве был изготовлен скульптором М.Г. Манизером совместно с архитектором А.Н. Шингаревым. Хотя это не столько памятник, а сколько бюст Лихачеву, но так или иначе он был изготовлен из бронзы и установлен на достаточно высоком гранитном постаменте перед центральным входом на завод ЗиЛ.
Теперь немного о жизни Лихачева и его истории в машиностроении. В открытом доступе лежит информация о том, что сначала он поступил на работу помощником медника (современное название сварщик, лудильщик, паяльщик). После данной должности он поступает в армию, а точнее на флот, что говорит о том, что там он проводит 3 года. Сразу же он вступает в коммунистическую партию и после октябрьской революции получает должность директора завода АМО (тут у многих может возникнуть вопрос о целесообразности такого решения, чтобы ученика медника в директоры машиностроительного завода, но для того времени это было нормой).
Надо отдать должно, но Лихачев Иван Алексеевич не метался из стороны в сторону, а занимался только развитием завода «Зис» (т.к. из АМО, он был переименован в завод имени Сталина, а точнее в ЗиС, а лишь после смерти Лихачева в тот же год завод был переименован уже его именем и с тех пор стал ЗиЛ (именно так многие его и знают)).
Лихачев Иван Алексеевич имеет ряд наград, но их стоит относить лишь к производственным, т.к. в те годы на завод накладывались повышенные сроки и увеличенные нормы по производству автомобилей (он начал руководством завода с 1927 года, т.е. Вторая Мировая Война его не миновала). Поэтому то ему выдавали награду и назначали министром, то потом из министров убирали и возвращали руководить заводом. Вряд ли сам Лихачев Иван Алексеевич придавал своим наградам хоть какое-то значение, важнее то, что нарицательное качество автомобилей ЗиЛ стало известно всем, поэтому хоть завод уже полноценно функционировал 2 года (с 1925 года), но все равно все заслуги по развитию автомобильной промышленности относят и связывают только с Лихачевым Иваном Алексеевичем. Вот уж пальцем в небо попали.
Памятник Лихачеву в Москве