8 мая 1985 года в Уфе был торжественно открыт памятник Гастелло Николаю Францевичу, как легендарному летчику. Автор — скульптор А. И. Панов. Рабочая модель была принята художественным советом Башкирского республиканского отделения Художественного фонда в 1984 г.
Памятник летчику Гастелло изображен в полный рост во время подготовки к полету, в летной форме, шлемофоне, в руках — карабины парашюта, он готов к выполнению боевого задания. Высота фигуры — 3,3 м. Высота постамента — 2 м. Он изготовлен из черного обработанного гранита. На постаменте — накладные буквы из шлифованного металла: «Николай Гастелло», выше — изображение Золотой Звезды из металла. Основание памятника — из гранитных плит. Плитами же из серого гранита выложена площадка около памятника.
Именем Гастелло назван стадион Уфимского моторостроительного производственного объединения.
Немного о подвиге Гастелло
26 июня 1941 года на ДБ-3ф бомбил вражескую мотоколонну на дороге Молодечно — Радошковичи. В результате огня зенитной артиллерии самолёт был подбит. Вместе с командиром корабля Н. Ф. Гастелло погибли члены экипажа: лейтенант А. А. Бурденюк, лейтенант Г. Н. Скоробогатый, старший сержант А. А. Калинин. По официальной советской версии, вражеский снаряд повредил топливный бак, и Гастелло совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага.
Удостоен звания Герой Советского Союза, с вручением знака «Золотая звезда» и ордена Ленина (1941, посмертно). Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1941 г
«Огненный таран» Гастелло стал одним из самых известных примеров героизма в истории Великой Отечественной войны и использовался для военно-патриотической пропаганды и воспитания молодёжи как в ходе войны, так и в послевоенный период, вплоть до распада СССР. Альтернативные версии событий близ д. Декшняны и попытки расследования гибели Гастелло и Маслова пресекались либо засекречивались. Члены экипажа Гастелло — Г. Н. Скоробогатый, А. А. Калинин, А. А. Бурденюк — остались в тени подвига командира. Только в 1958 году они были награждены орденами Отечественной войны I степени (посмертно).
Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 595 «классических» воздушных таранов (самолётом самолёта), 506 таранов самолётом наземной цели.
Прим.автора блога – прочитав информацию в википедии, вы, конечно же, можете со мной не согласиться. Искать правду можно всегда. Я лишь даю возможность понять, что в данном памятнике мы говорим детям, что мы помним героев, что даровали нам свободу. Да, возможно не всегда имена те и вовремя нам становятся известны, но лучше назвать еще одного человека героем, чем жить без таковых.