31 октября 1980 года в Омске был торжественно открыт памятник автомобилистам. Стоит сказать, что это не тоже самое, что сейчас управлять автомобилем.
В те времена это было сродни искусству, т.к. никаких гидроусилителей не было. А инженерная мысль не была так ясна, как в наше время, поэтому самые важные узлы автомобилей были крайне тяжело доступными. И в те времена профессия автомеханика была одной из самых почетных, т.к. понять и суметь восстановить автомобиль был способен не каждый.
Но здесь еще и не просто обычным автомобилистам, а военным, т.е. людям управлявшими машинами во время войны. Надо ли говорить, что мало того, что по ним и стреляли, взрывали, но и еще самое спокойное для них время – это было езда по разбитым дорогам либо после танков, либо после боевых сражений. Это даже тяжело сравнить, как тяжело им приходилось даже в управлении машиной.
Приятно, что столь тяжелый и опасный труд был увековечен. Не могу сказать, что он был не благодарный, т.к. куда бы они не приезжали, то они привозили либо раненных, либо пищу, так что они были настоящими спасителями.
Автор этой скульптурной композиции архитектор Ю.Б. Борусевич и инженер Е.В. Сиппле.
Стоит упомянуть, что в скульптурную композицию входит ЗИС-5. «Захар» — так называли в военное время этот грузовичок. Эту модель полюбили за надежность на абсолютно любой дороге.
На постаменте выведена схема в виде карты тех городов, между которыми курсировали автомобилисты: Омск, Челябинск, Сталинград (ныне Екатеринбург), Москва, Берлин. А также упомянуты годы войны 1941-1945.
Не знаю, по какой причине, но в постаменте заложена капсула со списком всех студентов 1980 года вместе с послание от них работникам СибАДИ, чтобы они открыли ее в 2030 году. О чем в ней сказано, так же неизвестно, придется подождать. Они заслужили, чтобы их требования были выполнены.
Подразумеваю, что они (весь выпуск 1980 года) коллективно ушел на фронт и многие не вернулись, поэтому и обозначен именно этот год выпускников.