Сложно представить, как обходились бы современные москвичи без метрополитена – этой подземной паутины, способной в кратчайшее время доставить в нужную точку. Идея создания подземного пассажирского транспорта появилась почти за полвека до его появления, а открытие метро состоялось в 1935 году.
В 1967 году в вестибюле станции «Спортивная» открылся Народный музей Московского метрополитена. Его экспозиции формировались на основе различных документов, фотографий и киносъемок. Сегодня музей метро занимает два этажа, и его двери открыты для посетителей совершенно бесплатно.
На входе в музей установлен макет движущегося эскалатора, где детально виден принцип его работы. Экскурсоводы рассказывают посетителям об истории строительства метро, о том, какие сложности возникли при его сооружении и как появился символ метро – красная буква «М». Также на экскурсии можно узнать об архитектуре метрополитена и о том, с какой тщательностью создавались интерьеры первых станций, некоторые из которых сегодня являются культурно-историческими памятниками. На интерактивной компьютерной схеме можно наблюдать за движением поездов и работой светофоров, а также ознакомиться с ответственной работой диспетчера. Также в экспозиции – один из первых турникетов метро и старинный автомат для размена пятикопеечных монет. Более 30 лет цена на проезд в метро составляла пять копеек и подобные автоматы стояли на всех станциях метро, а сегодня он вызывает множество вопросов у детей и ностальгию у взрослых.
Музей метро предлагает увлекательные развлечения для детей – здесь можно посидеть и понажимать кнопки в настоящей кабине машиниста, а также посмотреть познавательные мультфильмы о правилах безопасности в метро. А еще на экскурсии можно узнать об устройствах для замены рельсов, о том, как выглядит подземный тоннель внутри, и какие коммуникации расположены в метрополитене. Годы Великой Отечественной войны – особая страница в истории метро. Во время вражеских авианалетов подземка служила бомбоубежищем для полумиллиона мирных жителей. В метро стояли кровати, работали санузлы, магазины и даже библиотека на станции «Курская».
Кроме того, музей метро располагает моделями старинных вагонов, пультом управления стрелками и сигналами, работавшим до 1956 года, а также коллекцией мрамора, использовавшегося при оформлении станций.