Завод «Красный Дон» был организован в 1889 году. Ранее он назывался механический завод Д.А. Пастухова. В годы Великой Отечественной Войны он принимал самое живое участие. Поэтому справедливо заметить, что сотрудникам завода «Красный Дон» был установлен памятник.
Памятник находится на улице Береговая д.67 (это у проходной самого завода). Мемориал погибшим представляет собой трех лепестковую металлическую стелу на вертикальном постаменте. На стеле закреплен барельеф с изображением лица и кисти руки солдата, сжимающей приклад винтовки.
Судя по дате 1950-е гг. можем предположить, что это дата установления самого мемориала.
Памятник в хорошем расширении (кликни) — Мемориал погибшим работникам завода Красный Дон
История участия завода в годы ВОВ:
Давно рассеялся сражений дым…
Поклонимся и павшим и живым!
Воскресный день 22 июня 1941г. тысячи жителей и гостей Ростова и Краснодара, приречных пунктов посвятили экскурсионным и туристическим — прогулкам по Дону и Кубани. С раннего утра разукрашенные флагами и транспарантами суда пассажирского флота Доно-Кубанского пароходства вышли в запланированные рейсы. В полдень их движение прекратилось. По — радио объявили о вероломном нападении Германии на Советский Союз. Начавшаяся Великая Отечественная война поставила перед речниками Дона и Кубани новые сложные задачи.
Уже на следующий день пассажирские суда пароходства приступили к перевозке военнообязанных на призывные пункты.
На всех судах, затонах, заводах, мастерских, портах и пристанях, в учреждениях состоялись митинги. Гневом и ненавистью к агрессору были полны речи выступавших. «Заверяем наше Правительство, — отмечалось в резолюции митинга рабочих и служащих Ростовского порта, — что каждый из нас на своем посту будет всеми силами крепить оборону СССР, оказывать всяческую помощь доблестной Красной Армии!»
Флот, причалы, водные пути в достаточной степени не были готовы к столь массовым воинским перевозкам, так как в стратегических планах исключалось ведение военных действий в глубине территории СССР.
Приближение фронта боевых действий к Дону радикально изменила условия судоходства и эксплуатации речного транспорта в бассейне.
Прежде всего, необходимо было наиболее эффективно использовать для военных целей имевшиеся тогда в пароходстве суда: 175 ед. самоходного (в т.ч. 22 пассажирских и 42 ед. буксирного флота), 110 газоходов и мотокатеров, 320 ед. несамоходных судов, свыше 100 ед. служебно-вспомогательного и технического флота.
С начала войны четвертая часть буксиров и 20 барж, были переданы Азовской военной флотилии и Черноморскому Морскому пароходству. Позднее речники выделили воинским частям еще 4 буксира и 18 мелких несамоходных судов.
Пассажирский флот не мог бы справиться с массовыми воинскими перевозками. Работники промпредприятий пароходства в короткий срок сумели переоборудовать 42 ед. несамоходных судов для перевозки людей. Было сокращено пассажирское движение.
На военный лад перестраивались судоремонтные предприятия. Распоряжением Наркомречфлота от 5 июля 1941г. была прекращена закладка новых пароходов, барж, рекомендовалось максимально сократить капитальный и навигационный ремонт флота.
Началась подготовка флота для воинских перевозок. Палубы большей части барж были недостаточно прочны для размещения грузов-орудий, танков, автомашин, тракторов. Баржи приходилось срочно подкреплять. В помощь пассажирскому флоту было произведено в короткие сроки переоборудование несамоходных барж — 15 единиц.
На всех предприятиях и судах пароходства работники не жалея средств сдавали в фонд обороны ценности, облигации займов и трудовые сбережения. Организован был сбор теплых вещей для фронта. Развернулось движение доноров, отдававших свою кровь раненым бойцам Красной Армии.
«Все для фронта, все для Победы!> — под таким патриотическим движением была организована работа. Передовые рабочие показывали пример героического труда, выполняя по 2-3 нормы в день: за себя и за ушедших на фронт товарищей.
На смену вместо ушедших на фронт отцов и братьев пришли женщины, молодежь, подростки, пенсионеры, которые в кратчайшие сроки освоили новые профессии: кочегара, масленщика, грузчика, слесаря и т.д. Все это, позволило обеспечить работу флота без каких-либо серьёзных перебоев.
Большая часть работников судоремонтных предприятий (в основном станочников) перевели на казарменное положение. Они находились на рабочих местах круглосуточно, выполняя кроме производственной работы и. задачи по противовоздушной обороне предприятия
На помощь портовикам приходили работники других предприятий бассейна, члены их семей, рабочие и служащие городских предприятий и учреждений.
Судоремонтные предприятия занимались ремонтом судов Азовской военной флотилии, переоборудовали буксирные суда в канонерские лодки, изготовляли броневые двери, мины, гранаты, понтоны, полевые кухни и снаряжение для боевых кораблей.
Военная продукция промпредприятий пароходства составляла более половины промышленного производства.
Завод «Красный Дон» был полностью переключен на изготовление фугасных авиационных бомб ФАБ-100 и на крупный ремонт военных судов. Отгрузка авиабомб зачастую производилась под бомбёжкой противника.
Оборонные заказы выполняли не только крупные судоремонтные заводы, но и мелкие предприятия пароходства. При этом задания поступали как в централизованном порядке, так и от командования фронтов, армий и даже отдельных воинских частей, когда завод или мастерская оказывались в прифронтовой полосе. Так небольшие Павловские судоремонтные мастерские получили заказ на изготовление минометов, корпусов для гранат и автосаней для подвоза артиллерийских снарядов. Коллектив предприятия справился с заданием в установленный срок с хорошим качеством, за что удостоился благодарности командования.
В октябре 1941г. заводами «Красный Дон» и «Красный моряк» было закончено переоборудование и вооружение колесных пароходов пароходства «Ростов-Дон», «Кренкель», «Октябрь» и «Серафимович» и сформирован дивизион речных канонерских лодок, который и вошёл в состав Донского отряда Азовской военной флотилии.
В составе экипажей канонерских лодок были включены работники пароходства, мобилизованные в состав действующего Военно-морского флота. Среди них капитан парохода «Москва» Бычков О.А., пом. механика парохода «Ростов-Дон» Чернов И.Е., капитан парохода «В.Куйбышев» Ищенко И.С., помощник капитана парохода «Октябрь» Колесников Е.Н., младшие командиры буксирных судов Болтов И.С. и Федоров В.И.
20 октября 1941г. в бою с танками противника, прорвавшимися к порту Таганрог, была потоплена канлодка «Кренкель», а канлодка «Ростов-Дон» получила сильные повреждения, при этом погибло 11 человек экипажа. В числе погибших были и наши речники О.А. Бычков и И.Е. Чернов.
Серьёзные осложнения внесла необходимость светомаскировки водных путей. Погасли огни бакенов, береговых знаков обстановки. Суда по ночам шли только с Кожуховыми огнями, звуковую сигнализацию не использовали. Работать стало нелегко даже опытным судоводителям. Ночная работа в порту и на пристанях производилась, как правило, без освещения. Осуществлялась маскировка наиболее уязвимых участков водных путей, прежде всего гидросооружений.
Почти половина работников плавсостава, портов и пристаней, заводов и мастерских в первые же недели войны была призвана в Красную Армию. По распоряжению СНК СССР от 7 июля 1941г. разрешил Наркомречфлоту перевести с трехсменной на двухсменную вахту команды всех судов, работников гидротехнических сооружений и использовать женщин на флоте (в должности, где ранее из-за тяжелой физической нагрузки это запрещалось)
Осенью 1941г. военные действия приблизились к бассейну Дона. Уже с августа пассажирский флот переключили на перевозки воинских частей и эвакуированного населения.
В октябре флот Нижнего Дона был привлечен к эвакуации Ростова. Всего по Дону и Кубани, не считая перевозок на переправах, было эвакуировано 110 тыс. человек и около 8 тыс.т.различного оборудования и другого имущества.
Начались первые налёты вражеской авиации на Верхнедонскую пристань Лиски. Враг стремился к таким стратегическим пунктам, как пристань Калач на Среднем и порт Ростов на Нижнем Дону. Бои завязывались на всем протяжении реки. Потребовалось срочно организовать дополнительные переправы для переброски через Дон большого потока воинских частей, населения, оборудования, сотен тысяч голов скота.
По распоряжению Военного Совета Южного фронта от 26 октября 1941г. речники Верхнего Дона приступили к организации переправ в районах Коротояка, Лисок, Белогорья, Галиевки, Казанской и Вешенской. Задача была очень трудной. Чтобы обеспечить переправы необходимыми транспортными средствами требовалось в сжатые сроки значительную часть флота — около 40 пароходов и барж — разгрузить, переоборудовать, подготовить к новой ответственной работе. Через несколько дней переправы под огнем противника вступили в строй. Пароходы и баржи доставляли стратегические грузы и боеприпасы для фронта с левого берега на правый, эвакуировали раненых бойцов, а так же население, имущество и скот из районов, которым непосредственно угрожал враг
Только на Верхнем Дону с помощью речных судов было создано 6 переправ, а всего на реке — от Коротояка на Севере до Ростова на Юге-18 переправ. Флот работал до полного ледостава. За организацию переправ орденом Красной Звезды был награжден капитан буксира «Котовскии» Голуб И.З.
Фашистские самолеты, а затем и артиллерия пытались нарушить работу переправ. Но команды судов своими силами устраняли повреждения барж и плашкоутов. Гражданское население и имущество отправлялись на Средний Дон к пристани Калач. В Калаче потребовалось организовать переправу с правого на левый берег. Мощные буксирные пароходы «Донец» и «Первое Мая» с тысячатонными баржами выполнили эту задачу.
С начала войны команда «Донца» буксировала караваны судов с воинскими и хозяйственными грузами во все пункты Среднего и Нижнего Дона.
На переправе у Калача экипаж буксира нес вахту без отдыха, капитан Князев МЛ. не покидал мостика по несколько дней.
В начале октября напряженное положение создалось и на Нижнем Дону, под Ростовом. Самые мощные пароходы Нижнего Дона «Коммунар», «Мануильский» и «Кузбасс» с баржами грузоподъёмностью 1600 тонн были выделены для эвакуационных и воинских перевозок с Северного побережья Азовского моря.
Когда враг был уже совсем близко от Ростова, речники приняли участие в строительстве оборонительных сухопутных рубежей. Сотни речников вступили в полк Народного ополчения.
Водную переправу в районе Ростова организовали еще в середине октября. Начальником был назначен бывший диспетчер пассажирской пристани М.А. Гурьев. В его распоряжении находились пароходы «Ока» и «Саламандра», три катера и две баржи.
19 ноября враг, преодолев сопротивление героически сражавшихся советских воинов, прорвался к Ростову. Отход наших частей на левый берег Дона был возможен только через переправу 29 линия — Зеленый остров. Пробивая себе дорогу в месиве снега и льда, «Ока» и «Саламандра» вражеским обстрелом с воздуха и земли перевозила войска и снаряжение. Пробитый снарядами затонул пожарный пароход «Саламандра». Его команда во главе с капитаном И.Ф. Ардынцевым и механиком Ф.П. Куприяновым героически проявила себя в эти дни. Последний рейс пароход «Ока» с баржей совершал под обстрелом танков противника. Капитан И.Д. Любимов сумел довести получившее пробоины и тонувшее судно до левого берега и спасти находившихся на барже бойцов. С оставшимися бойцами М.А. Гурьев отошел на остров. Использовав лодки и имеющиеся катера Гурьев возобновил переправу.
Ростовский порт успел эвакуировать почти все свое имущество. Были вывезены в Калач два береговых крана и плавучий хлебный элеватор «Ударник». Завод «Красный Дон» в основном так же вывез станочное оборудование в Калач, а затем в Омск.
Исключительно важные задачи решала оперативная группа на этом судоремонтном заводе. Здесь производился демонтаж оборудования, которое не удалось вывезти, ремонтировался паром, вооружались корабли флотилии. За несколько дней до отступления из Ростова Командование поручило оперативной группе завода изготовить за одни сутки деревянный настил для укладки его на замерзающую реку. Переправа 29 линия — Зелёный остров и единственный наплавной мост у Будёновского проспекта не могли пропустить все отходящие части Красной Армии.
Работники завода начали работать в 2 часа ночи и закончили к 14 часам дня. Дощатый настил длиной 760 метров и шириной 5 м был уложен на лёд только что замерзшей реки. Он оказал большую помощь в перевозке войск, их снаряжения, а так же раненых воинов.
Через несколько дней, перегруппировав свои силы, Красная Армия перешла в контрнаступление и 29 ноября освободила Ростов. Это был первый крупный успех наших войск. Враг в Ростове был всего семь дней.
Как было сказано выше, речные суда пароходства принимали непосредственное участие в различных по характеру морских операциях. Донские буксиры и баржи вывозили грузы с Северного побережья Азовского моря, эвакуировали скот и различное имущество из Крыма. С начала ноября 1941г. наши суда перевозили из Керчи в Тамань отступавшие соединения и технику 51-ой Отдельной армии.
Налетами с воздуха враг старался парализовать движение флота, однако суда быстро ремонтировались и снова вводились в строй. Бесстрашием и выдержкой отличались команды буксира «Кубанец» (капитан А.П. Науменко) и баржи «Шверь» (шкипер В.Ф. Бурулев). 16 ноября Советским войскам пришлось оставить Керченский полуостров. Однако вскоре Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение высадить на полуостров десант. Операция началась 26 декабря. Бушевавший на море шторм доходил до 7 баллов. Особенно тяжело приходилось командам небольших речных судов, которые участвовали в высадке десанта вместе с военными кораблями и морскими судами. В ночь с 26 на 27 декабря во время высадки десанта у Камыш-Буруна пароход «Ким», прорвавшийся сквозь шквальный огонь противника, доставил точно в срок баржу «Ока» с десантом. Корпус парохода получил около 80 пробоин. Ведя судно к занятому врагом берегу, погиб на боевом посту капитан М.М. Проценко. Рулевой 17-летний комсомолец Саша Остробабов получил ранения в обе ноги, но не оставил штурвал, пока его не заметил другой рулевой. При подходе к вражескому берегу баржи «Таганрог» с десантом осколком снаряда был убит 15-летний сын шкипера, работавший на барже матросом. Шкипер П.К. Сидоренко в эту трагическую для себя минуту нашел силы для свершения героического подвига. Взяв швартовый конец, он бросился в ледяную воду и вплавь доставил трос на берег.
Воинский подвиг речников стал широко известен. Приказом по войскам Крымского фронта речники-участники высадки десанта—были награждены орденами и медалями.
Речной транспорт Дона и Кубани выполнил свою задачу — были совершены крупные эвакуационные и воинские перевозки, особенно на переправах.
За время боев за освобождение Ростова выход для судов из районов Северного Донца и Манычского водного пути в Азовское море был закрыт, флот же, успевший эвакуироваться в Калач, не мог вернуться обратно, так, как река уже покрылась льдом. Мостов через Дон не было — фашисты при отходе их уничтожили. Войска Красной Армии и грузы переплавлялись по льду.
Навигацию 1942г. речники Доно-Кубанского пароходства встретили уже подготовленными. В мае на Верхнем Дону все переправы возобновили работу на прежних местах.
Главной задачей ДКП было непосредственное удовлетворение нужд фронта.
Восстановив разрушенное захватчиком оборудование, судоремонтные предприятия главный упор сделали на производство военной продукции, ремонт кораблей военной флотилии. Порт и пристани непосредственно занимались погрузочно-разгрузочными работами.
В первой половине июля 1942г. фашисты снова перешли в наступление на широком фронте — от Воронежа на Севере до Ростова на Юге. Приближение боевых действий к Дону потребовало срочного увеличения количества переправ из-за постройки глухих свайных мостов для нужд войск транзитное движение по Дону с середины июля прекратилось. По всему Дону речники перебрасывали на левый берег войска, население, сельскохозяйственное имущество, скот.
Лискинский транспортный узел снова подвергался бомбардировкам с воздуха. 4 июля 1942г. командование фронта предложила начать эвакуацию с Верхнего Дона: враг подходил к Лискам. Единственным путем для этого был Средний Дон. 8 июля, отправив последние караваны с людьми и грузами, отошла на пароходе и оперативная группа пароходства. В Лисках горела нефтебаза, пылали деревянные суда на переправе, чернели обломки взорванных мостов. Речники по дороге, чтоб не оставлять врагу грузовые склады, их поджигали, помогли переправить на левый берег полевой госпиталь и организовали переправы для населения.
У пристани Белогорье путь Каравану преградили потопленные накануне фашистской авиацией металлические баржи. У переправы скопились воинские части. По приказу военного командования пароходы «Чапаев», «Чекист» и «Перекат» стали перевозить бойцов на другой берег. Переправа и левый берег уже были под обстрелом врага. Когда переправа войск закончилась, было принято решение затопить флот. Команды сняли главные части машины, смазав и упаковав их в ящики, и после чего затопили суда в обусловленных местах. После изгнания врага и возвращения речников на Дон все было найдено, поднято и восстановлено.
Зенитная артиллерия у большинства переправ отсутствовала, в результате систематических бомбардировок суда гибли. Уполномоченный НКРФ на Дону В.А. Савельев докладывал 15 июля 1942г. Военному Совету Юго-Западного фронта: «За последние дни на переправах по р. Дон у пристаней Галиевка, Казанская, Вешенская разрушено при бомбардировках переправ самолётами 19 барж, уничтожен один Газоход и подбит один пароход». Однако, благодаря созданию резерва судов переправы работали почти без перебоев.
Наиболее упорные и длительные бои с рвавшимся на восток противником шли в большой излучине Дона между Серафимовичем и Суворовским. Находившиеся здесь около 60 транспортных судов были использованы для перевозки наших войск. Их действиями руководили командиры понтонно-мостовых батальонов, ответственные за переправы. Снабжением и ремонтом флота, подачей судов на переправы ведали уполномоченные пароходства М.И.Ким и П.Е. Бондаренко. Работали переправы ночью, это помогло уберечь флот от затопления в результате бомбардировок. Но, когда противник в ряде мест вышел на правый берег Дона и начал обстрел из орудий минометов, суда стали гибнуть одно за другим.
Фронт подошел к Калачу. Десятки тысяч тонн хлеба было перегружено на пристани с пароходов и барж в ж.д. составы и отправлены в тыл. В последний день эвакуации на пристани не оставалось ни хлеба, ни других грузов.
Пренебрегая смертельной опасностью, умело и отважно действовали на переправах экипажи пароходов «Донец», «Роза Люксембург», «Первое мая», «Донбасс» под командой М.Я. Князева, В.А. Демидова, Н.И. Журавлева, Н.Б. Кондраткова. Когда затонул пароход «Красное Знамя», капитан Н.П. Шлыгин организовал перевозку раненых через Дон на лодках. При восстановлении этого парохода было обнаружено до 300 пробоин от пуль, осколков снарядов и мин.
Такая же учесть постигла и пароход «Донец». Капитан Князев вместе с механиком Николаевым последними покинули тонущий пароход. У Калача к 11 августа из самоходных судов в строю остался один пароход «Декабрист». Суда работали в излучине Дона до отхода наших войск после упорнейших боев на левый берег реки.
На Кубани весь малочисленный флот с открытия навигации доставлял к линии фронта воинские части, оружие, а так же эвакуировал раненых.
Противник продолжал теснить наши части, и оставленные на Кубани суда по указанию Командования были уничтожены. Попытка спасти лучший Кубанский флот (четыре буксира с баржами и 3 пассажирских парохода): провести его морем в один из Кавказских портов — не удалась. Суда в пути подвергались нападению вражеской авиации и были затоплены.
В июле 1942г. при наступлении врага была потоплена канонерская лодка «Серафимович», укомплектованная в основном плавсоставом пароходства, в районе хутора Донского.
В августе 1942г. канлодки «Ростов-Дон» и «Октябрь», членами. экипажа которых были работники пароходства, совместно с другими кораблями Азовской флотилии вели боевые действия в Темрюкском лимане, где и были потоплены по приказу Командования, чтобы не достались врагу. Личный состав кораблей был сведен в отряд морской пехоты и с войсками отошел к Новороссийску.
Около 7 месяцев бассейн Дона находился в оккупации. 14 февраля … 1943 г. войсками Южного фронта Ростов был полностью освобожден от гитлеровцев.
С освобождением Ростовской области решением Правительства на базе Доно-Кубанского пароходства было создано Доно-Кубанское Военно-Восстановительное Управление (ДКВВУ) во главе с бывшим начальником пароходства Эльгартом Яковым Абрамовичем.
На Кубани был организован линейный Военно-Восстановительный отдел №9. февраля 1943 г. по 4 апреля 1945г. Управление было координирующим и руководящим звеном народного хозяйства по восстановлению всего, что было уничтожено и разрушено захватчиками.
Страшную картину опустошения и разрушения представляло хозяйство бассейна. Весь самоходный и несамоходный флот, за исключением незначительного количества, был разбит, сожжен и затоплен. Половина судов — без возможности его восстановления. На плаву находилось всего 12 самоходных судов общей мощностью 1,6 тыс. л.с. и 38 несамоходных общей грузоподъёмностью 12,9 тыс. тонн. Большая часть причалов и механизмов пристаней и порта была взорвана и повреждена. Пассажирские вокзалы в Ростове, Краснодаре, пристани, жильё и служебные здания уничтожены, речные пути засорены, искусственные сооружения — шлюзы, плотины, мосты — разрушены, заводы и мастерские в основном уничтожены. Деревянные здания, как правило, были полностью уничтожены огнем, каменные здания представляли выгоревшие коробки с сожженными или обрушенными перекрытиями и с большими внутренними завалами. Телеграфно-телефонная связь была полностью разрушена.
Вот что писали специальные военные корреспонденты газеты «Водный транспорт» Ю. Беркович и Ан. Лебедев-Морской в 1943 году в статье «На Дону (по следам фашистских преступлений): «…. Ростовский порт. Здесь фашистские вандалы произвели особые разрушения. Мы побывали на пассажирской и грузовой пристанях, в затоне, на судоремонтных заводах, в мастерских и других участках ранее огромного, сложного хозяйства.
Вот судоремонтный завод «Красный флот». Повсюду обвалившиеся и разрушенные здания цехов, исковерканные и обгоревшие станки. Коварный враг, отступая под натиском красных воинов, в бессильной злобе уничтожал все, что могло жить и служить советскому народу. У стен завода и грузовых причалов — кладбище взорванных фашистскими громилами судов. От берега и до берега протяжением более километра нагромождены друг на друга обломки палубных построек, дымовые трубы, машинные детали, обгоревшие железные листы!
Входим на территорию судоремонтного завода «Красный Дон». Ещё не стерты надписи: «Минировано», сделанные мелом на больших дверях кузнечного цеха. Вместо крыши большая зияющая дыра, окна разбиты. Недалеко отсюда котельный цех, от которого остались металлические конструкции стен. В других цехах в беспорядке разбросаны сотни зажигательных и подрывных снарядов. На заводском дворе стоят несколько саней, нагруженных токарными станками и ценнейшими деталями различных механизмов, которые фашисты подготовили для вывоза в Германию»
Следует заметить, что основное оборудование этих предприятий было своевременно вывезено на Восток.
Меры по возрождению транспортного хозяйства бассейна были определены в конце февраля 1943г. Военным Советом Южного фронта.
Для восстановления флота в первую очередь отбирали суда, требовавшие меньших затрат, материалов и труда, чтобы быстрее ввести их в эксплуатацию.
На всем протяжении судоходного пути Дона и Кубани военно-восстановительные отряды речников строили причалы, ремонтировали пароходы и баржи, восстанавливали промышленные предприятия.
С первых же дней освобождения нашего бассейна от оккупантов началась поистине героическая и тяжёлая работа по временному восстановлению разрушенного хозяйства и включения их на помощь фронту.
Чтобы восстановить это, нужна была рабочая сила. И опять пришли женщины, девушки, юноши, подростки, к станкам стали пенсионеры -ветераны производства. Первыми начали восстанавливать промышленные предприятия. Военно-восстановительные отряды с марта 1943г., продвигались вслед за наступающими частями Советской Армии организовывали восстановление промпредприятий и работы по судоподъёму, восстановлению и ремонту судов, организовывали перевозки.
На промпредприятиях в первую очередь выполнялись работы по расчистке завалов, восстановлению и ремонту крыш, перекрытий, помещений промышленных зданий, ремонту и монтажу оборудования. В результате этих мер основные цехи заводов «Красный Дон» и «Красный Флот» приступили к работе уже через 26 дней после освобождения Ростова. Так же успешно восстанавливались и другие судоремонтные мастерские.
При восстановлении жилого фонда в первую очередь были организованы работы в домах, у которых сохранились коробки зданий.
В ходе восстановительных и строительных работ все основные строительные материалы изыскивались на месте, при этом широко использовались остатки разрушенных зданий, материалов от разборки которых после некоторой переработки пускались в дело. Недостаток фондируемых материалов потребовал от восстановительных организаций применения местных материалов и использования внутренних резервов. Использовался камыш для подшивки потолка, устройства перегородок и стен складских, служебных и других зданий. Деревянные балки для перекрытий заменялись старыми рельсами и балками из металлолома. Перекрытие промышленных зданий пролетом до 15 м вместо железобетонных или деревянных в ряде случаев заменялись сварными фермами.
Для обеспечения работ материалами в бассейне были созданы предприятия: Усть-Быстрянский каменный карьер, мастерская по изготовлению грунтоблоков в Калаче, цех по выработке Камышитовых плит, мастерская по производству Гипсолитовых плит и т.д.
Создание указанных предприятий способствовало успешному проведению работ, по восстановлению берегового хозяйства в бассейне. Все работали круглые сутки.
Рабочие, инженеры и служащие судоремонтного завода «Красный Дон», возвращенного из эвакуации из Омска, приступили к восстановлению поврежденных бронекатеров, военно-транспортных судов, пассажирских и грузовых пароходов.
Только в первый послевоенный 1943 г. были подняты и отремонтированы десятки самоходных и несамоходных судов. Однако это составляло менее 20% затопленных или разрушенных судов за время около 60% судов восстановить было невозможно по характеру полученных ими повреждений, либо нецелесообразно из-за их морального износа.
Особенно велико значение работы коллектива завода «Красный Дон» по подъему и восстановлению судов — за 1943-1945гг. 20 ед. флота.
Кроме того, завод производил металлоконструкции для вновь строящихся и восстанавливаемых понтонных мостов. Пароход «Красный Дон» на заводе был восстановлен за рекордное время — 28 суток. Также успешно восстанавливался флот в Калаче — пароход «Красное Знамя» — тоже 28 суток.
Весной 1943 г. в Ростовском ковше на базе мощного парового плавкрана возникает предприятие по подъему и утилизации кладбища многочисленных затонувших в войну судов (ныне ОАО «Прибой»).
Речники пароходства возобновили подвоз грузов к фронту. К этому времени бассейн (за исключением низовьев р.Кубани) к весне 1943г. был очищен от фашистских захватчиков.
Меры по возрождению транспортного хозяйства Дона и Кубани были определены в конце февраля 1943г. Военным Советом Южного фронта.
10 апреля 1943 г. было в основном закончено восстановление причалов Ростовского порта.
К открытию навигации в плавание вышли пароходы «Саламандра», «Юпитер», «Ока» и другие, восстановленные на «Красном Доне». Перевозки на Кубани начались с 23 февраля 1943г.: из Краснодара вниз по реке грузы доставлялись для 9-ой или 37-ой Армий Северо-Кавказского фронта.
К концу мая в распоряжении речников здесь имелось только 12 катеров и 14 мелких барж. Почти все они были подняты со дна реки, отремонтированы и введены в эксплуатацию.
С большой энергией трудились старшины катеров Н.П. Канадец, Д.Н. Прошечкин шкипер И.И. Погорелов и др. За отличное выполнение заданий начальник тыла фронта объявил благодарность лучшим работникам Кубанского военно-восстановительного отряда и его начальнику И.М. Головачеву.
Помимо военных грузов пароходство перевозило стройматериалы, уголь и продовольствие.
Потребность фронта и хозяйственных организаций в перевозках грузов удовлетворялась. В 1943г. было перевезено 222,4 тыс. тонн различных грузов.
Поздней осенью 1943 г. суда пароходства приняли участие в десантной операции на побережье Керченского полуострова.
Участвовал в этой операции и ростовский пароход «Коммунар». Этот колесный пароход для плавания в морских условиях не был приспособлен. Поэтому механик М.Т. Савин и его помощник Н.Г. Сорокин усилили днище продольными креплениями, перебрали машину.
На огненных переходах в Керченском проливе пароходом командовал М.Я. Князев. Пароход перевозил войска, артиллерию.
Более 3-х месяцев «Коммунар» вместе с пароходом «Троянский» и мотокатером «Ворошиловский стрелок» работали в Азовском море под огнем врага, в тяжелых морских условиях, участвовали в снабжении десантных войск на Керченском полуострове.
За образцовое выполнение заданий 11 человек из экипажа старейшего донского парохода «Коммунар» награждены орденами и медалями. Капитан М.Я. Князев награжден орденом Отечественной войны I степени, механик М.Т. Савин — орденом Отечественной войны 2 степени. Ордена Красной Звезды были вручены первому помощнику капитана С.Н. Камогорову, кочегару Ф.Т. Мограчеву, первому помощнику механика Н.Г. Сорокину, боцману Ф.Ф. Шульгину, медали «За Отвагу» были вручены пяти членам экипажа.
С целью повышения организованности и дисциплины Президиум Верховного Совета СССР 9 мая 1943г. объявил на военном положении речной и морской флот.
19 мая 1943 г. СНК СССР утвердил «Устав о дисциплине рабочих и служащих речного флота СССР»
Все речники считались мобилизованными и закрепленными на период войны для работы на транспорте, они стали отвечать за упущения по службе наравне с военнослужащими Военно-морского флота. Стало больше порядка и четкости, усилилось чувство ответственности за порученное дело.
Начиная с 1943 г. в Ростовском порту и на пристанях Дона и Кубани создавались комплексные бригады, в которые включались грузчики, механизаторы и другие работники. Было организованно техническое обслуживание и ремонт перегрузочных машин без вывода из эксплуатации. Члены бригады осваивали по 3-4 профессии каждый, что позволяло ремонтировать механизмы без участия мастерских.
На предприятиях пароходства ширилось движение фронтовых бригад. Принцип их работы — не уходить со своих рабочих мест до полного выполнения задания.
В 1943-1944гг. речники Дона получили новые газоходы мощностью 22 л.с. с деревянным корпусом и мелкие баржи грузоподъемностью 8 и 40 тонн.
Было организовано шефство трудовых коллективов бассейна над госпиталями, семьями фронтовиков, собирали и отсылали подарки на фронт бойцам.
За успешное выполнение заданий командования по перевозке оборонных и народнохозяйственных грузов, восстановлению транспортного флота в 1943 году правительство наградило орденами и медалями экипажи судов, рабочих заводов и портов.
В телеграмме, направленной в Ростов начальнику Доно-Кубанского Военно-восстановительного управления Я.А. Эльгарту, говорилось: «Прошу поздравить от мего имени работников вашего Управления с высокой наградой: орденом Трудового Красного Знамени т.т. Эльгарта, Кондакова.
Орденом Красной звезды: т.т. Ишкова, Головачева, Князева, Харатуга.
Орденом «Знак Почета»: т. т. Барабанова, Горбикова, Винокурова, Гоголева, Завгороднюю, Куковкина, Леонова, Науменко, Ростковского.
Медалью «За трудовую доблесть»: т. т. Бровкина, Бондаренко, Олексяк, Расторгуева, Семенцова, Ямщикова, Шлыгина.
Медалью «За трудовое отличие»: т. т. Акулова, Колопова, Багдасарьянца, Беленко, Романец, Семенова, Черного и Якущенко
3. Шашков
Народный комиссар речного флота СССР».
Вручая награды речникам бассейна Председатель Президиума Верховного Совета М.И. Калинин сказал: «В этом году речной транспорт выполняет план перевозок. Это я считаю большим достижением, особенно принимая во внимание условия военного времени. Речники во время Великой Отечественной войны проявляют героизм, самоотверженность и упорство в достижении поставленных целей, в осуществлении оборонных заданий Правительства. Я уверен, что награды эти послужат новым стимулом в деле дальнейшего улучшения всей работы речного транспорта. Разрешите пожелать вам в этом самых больших успехов».
Речники Дона и Кубани в 1944г. подписались на государственный заем на сумму 2728819 рублей при фонде зарплаты 2717637 рублей. Считался каждый рубль военного займа, многие передовики производства и работники плавсостава отдавали до двух окладов.
В 1944г. в Ростове открылся интернат-школа ЮНГ со сроком обучения до 3-х лет.
Воспитанниками школы стали дети фронтовиков и сирот — будущие квалифицированные кадры плавсостава. Шефство взяли экипажи пароходов «Коммунар» (капитан Кузин) и «Москва» (капитан Чиграков). Будущие специалисты проходили навигационную и межнавигационную производственную практику на судах пароходства, учились в общеобразовательной школе. После окончания 7-го класса воспитанники по их желанию направлялись в речной техникум.
Большим вкладом в дело Победы явился сбор личных сбережений на постройку боевых самолетов «Речник Дона» и «Речник Кубани». Работники пароходства собрали в 1944г. — 1354,0 тыс. рублей деньгами и облигациями Госзаймов.
На имя руководства пароходства поступила Правительственная телеграмма:
Начальнику Доно-Кубанского ВВУ тов. Эльгарт
Секретарю парткома тов. Иванову
Баскомреч тов. Меркулову
Прошу передать рабочим, плавсоставу ИТР и служащим ВВУ, собравшим 1354 тыс. рублей деньгами и облигациями Госзаймов на строительство боевых самолетов «Речник Дона» и «Речник Кубани» -мой братский привет и благодарность Красной Армии.
И. Сталин
В середине апреля 1944г. благодаря инженерной мысли, технической смекалки и трудовому энтузиазму работников были выведены с р. Маныч на Дон 3 крупных пассажирских парохода: «Москва», «Товарищ» и «Маяковский», которые перед наступлением врага были, переведены летом 1942г. нар. Маныч. Совет Министров СССР поздравил речников с большой победой телеграммой.
Герои Советского Союза капитан 2-го ранга П. Державин прислал на имя директора завода «Красный Дон» Кондакову П.И. телеграмму:
«Прошу передать мою большую благодарность за ремонт катеров, который был выполнен отлично. Подтверждением этого — боевые дела моих орлов — краснофлотовцев, которые отважно дерутся с врагом на катерах, отремонтированных Вашими металлистами».
Из гидротехнических напорных сооружений было восстановлено на Северском Донце — капитально пять плотин и четыре шлюза; на Манычской Системе — капитально плотина и шлюзы Усть-Манычского и Веселовского гидроузлов, шлюз и водоспуск Пролетарского Гидроузла.
В годы войны социалистическое соревнование характеризовалось многообразием, многими патриотическими движениями. В 1944г. развернулось соревнование среди речников бассейна за звание «Лучший по профессии».
По итогам 1944г. это высокое звание было присвоено 53 работникам, в числе которых были капитаны, механики, шкиперы, рабочие.
Среди них капитаны Шлыгин Н.П., трижды орденоносец Князев М.Я., Комаров В.И., Нефедов, Волощенко, Манцев И.В., Федоров В.; механики -Коновалов В.А., Кокурников П.Я., Трощенко Г.Ф.; шкиперы — Абрамов И.В., Архипов П.Н.; кузнецы — Дергач Р.Л., Нагуманов М.З.; крановщики -Володин Б.И., Овчинников В.М, токарь Соловьев Е.И., слесарь Менжеловский А.С., электросварщик Лютиков Г.И., котельщик Суровицкий М.С., качегары Болгов Ф.Е., Завгородняя А., судоподъемщик Родин Д., конопатчица Иванкина Е.И., диспетчер Ткаченко А.П., телефонистка Пономарева С.Ф., плотник Марюшин К.Т., штукатур Стрельникова Е.И., которые неоднократно были занесены на Доску Почета пароходства.
В 1944г. Командование Черноморского флота от имени Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение специальных заданий наградило орденами и медалями СССР группу работников Ростовского судоремонтного завода «Красный Дон».
В числе награжденных:
Орденом «Красная Звезда»
Н.В. Ананченко — начальник Механического цеха,
Д.К. Беличенко — начальник Отдела технического контроля,
А.Г. Бровкин — секретарь парткома,
М.И. Романец — главный инженер завода.
Медалью «За Боевые заслуги»
В.В. Арзамасцев —начальник электроцеха,
Е.А. Беляев — прораб,
И.М. Бобырев — начальник древцеха
Г.П. Ермаков — слесарь,
М.И. Ладыжинский — начальник техотдела,
А.П. Лизяев — плотник,
А.Г. Плотников — медник,
Н.П. Сериков — слесарь,
К.М. Сурин- плотник,
К.Е. Шохин — плотник,
В.П. Шуликова — судоприемщица.
8 декабре 1944г. Высокие награды Родины были вручены речникам Кубани. Ордена и медали Союза ССР получили: Труфанов Д., Гушель, Орехов, Булгаков, Головачев, Барсельянц, Воробейчик, Блехер и другие (всего 14 человек).
Родина по достоинству оценила вклад речников бассейна.
4 апреля 1945г. Доно-Кубанское ВВУ было переименовано опять в Доно-Кубанское пароходство, который возглавил бывший начальник пароходства Эльгарт Я.А.
9 мая 1945г. пришла долгожданная Победа. Еще с большим энтузиазмом развернулась трудная работа по восстановлению разбитого войной хозяйства бассейна.
Летом 1945г. были восстановлены речные вокзалы в Ростове и Краснодаре.
Порт и пристани стали получать звеньевые ленточные транспортеры длиной до 85 м, тяговые лебедки грузоподъемностью 1,5-3 т, пополнился парк плавучих паровых и электрических портальных кранов.
Промпредприятия оснащались станочным оборудованием.
На 1 октября 1945г. было восстановлено около 70 % всех разрушенных производственных зданий и цехов. На заводе «Красный Дон» были восстановлены и пущены котельный и деревообрабатывающий цеха.
К октябрю 1945г. со дна рек Дона и Кубани, их притоков были подняты и восстановлены сотни самоходных и несамоходных судов, большая часть из которых была отремонтирована и сдана в эксплуатацию.
В результате деятельности восстановительных и строительных организаций к концу 1945г. хозяйство бассейна в основном было восстановлено в объемах, обеспечивающих эксплуатацию водных путей, пристаней и порта, заводов, мастерских и других предприятий.
Постепенно расширялось жилищное строительство, велась подготовка кадров на базе речного техникума, ремесленного училища, на 16-ти месячных курсах командного состава флота (в 1945г. обучалось 280 человек плавсостава), возобновилась деятельность учебных комбинатов для подготовки кадров плавсостава в Ростове и на линии. Многие опытные мастера, ветераны производства обучали молодых рабочих. Так мастер Калачевских мастерских Иванов Т.И., 67-ми лет, подготовил в 1945г. 49 плотников, механик парохода «Донец» Абрамов -13 кочегаров.
После окончания двухмесячных курсов рулевых в г. Павловске по-стахановски работали дочери потомственных речников –Наташа Васильченко, Таня Комиссарова и многие другие девушки и юноши. Дальнейшее развитие получило в бассейне Лунинско-Киселевское движение, направленное на своевременный профилактический ремонт судовых механизмов для обеспечения бесперебойной работы механизмов в навигацию и сокращения объемов зимних работ.
Первым на Дону это начинание подхватил лучший механик Дона Владимир Алексеевич Коновалов (пароход «Красное Знамя»).
Лучших результатов по этому почину в 1945г. добились экипажи судов: пароходы «Коммунар», «Ленин», «Декабрист», «Перекат», «Красноармеец», «Красный Дон», баржи «Астрахань», «Феодосия», «Цимла», №№ 24,29,41, 43,45; плашкоуты №№ 51,68.
Большой группе речников в 1945г. были вручены медали «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией», в том числе 13 медалей работникам завода «Красный Дон».
В трудные военные 1943-1945гг. образцы самоотверженного труда показали: женские бригады, возглавляемые Ульшиновой Т.П., Кондратовой К.К. (Ростовский порт), Агибаловой Д. (Павловские мастерские), Шадгиной Т.М. (завод «Красный Дон»), экипаж плавкрана «Нагатинец» Ростовского порта (см. крановщик Астафьев), бригада котельщиков завода «Красный Флот» (бригадир Гречишников) и др.
По-стахановски, по-ударному работали электроварщик завода «Красный Флот» Копенко, выработка которого достигла 500% (5 норм), токарь завода «Красный Дон» Назаров П.М., установивший рекорд выполнения норм 1000% (10 норм!!!) на станке ТН-20 при изготовлении сальниковых нажимных втулок к конденсатным трубкам, и др.
Самоотверженно трудились инвалиды ВОВ кузнец Константиновских мастерских Алексеев АЛ., маляр завода «Красный Дон» Емпольский и др.
Следует отметить инициативу, высокие организаторские способности и самоотверженный труд руководителей предприятия:
Эльгарт Якова Абрамовича — начальника пароходства, Ростковского Б.А. — главного инженера пароходства, Кондакова П.И. — директора завода «Красный Дон», ‘ Ростовского Ф.А. — директора завода «Красный Флот», Барабанова В.И. — начальника Ростовского речного порта, Семенцова — директора Константиновских судоремонтных мастерских, Иванова-директора Павловских судоремонтньгх мастерских, Ведеева — Директора Калачевских судоремонтных мастерских. Жукова А.Н. — гл. инженера Калачевских судоремонтных мастерских.
В 1944-1945гг. пароходством Государственные навигационные планы перевозок были перевыполнены, превышены годовые планы выпуска валовой продукции промпредприятиями. Экипажи пароходов «Красное Знамя», «Красный Дон», коллективы заводов «Красный Дон» и Ростовского речного порта неоднократно завоевывали первенство во Всесоюзном соревновании. На работе речного транспорта бассейна благотворно сказалось усиление внимания местных партийных органов.
Ростовский обком партии проводили семинары секретарей партбюро, партгруппорго и комсоргов судов, создавали при райкомах лекторские группы для обслуживания плавсостава, созывали областные совещания стахановцев и командного состава флота и береговых предприятий.
Большое значение имело оживление работы профсоюзных организаций.
Отмечая самоотверженный труд работников флота и берега, нельзя не упомянуть о людях, внесших свой вклад в достижения и успехи речников Дона и Кубани.
Речь идет о сотрудниках бассейновой газеты «Доно-Кубанский большевик» (до 4.04.1944г.) и «Доно-Кубанский речник» (редакторы Николай Емельянов, Лев Осиновский, геройски погибшие на фронтах войны).
На страницах постоянно публиковались Сводки Информбюро, письма фронтовиков, сведения об успехах трудовых коллективов. Газета была трибуной передового опыта, своеобразной школой изобретателей и рационализаторов, экраном соревнования. Она одобряла, советовала, поддерживала в людях веру в свои силы, веру в победу. Бассейновая газета не прекращала выходить в дни войны. Во время временной оккупации Ростовской области издавался бюллетень выездной редакции на Среднем Дону, в Калаче.
После того, как военные действия были перенесены на Запад, прекратились речные перевозки для непосредственного обеспечения боевых действий Красной Армии.
Речной транспорт Доно-Кубанского бассейна в период самых тяжелых военных лет доказал свою жизнеспособность и надежность. Речники выдержали тяжелые испытания войны и внесли достойный вклад в достижение Победы.
60 лет спустя…
60 весен минуло с той поры, когда над Рейхстагом было водружено ,. знамя Великой Победы.
Полным разгромом фашизма завершилась самая кровопролитная и самая страшная война в истории человечества
Пройдут годы, десятилетия, но никогда не исчезнут из нашей памяти тысячи речников Дона и Кубани, павших смертью храбрых на боевом посту, неся фронтовую вахту.
Мы будем помнить и о тех, кто, вернувшись на свой родной причал, нес послевоенную трудовую вахту, но не дожил до светлого праздника — 60летия Великой Победы.
Вечная память и вечное преклонение перед их именами!
Низкий поклон тем, кто сегодня остался в строю, кто перенес на своих плечах все тяготы грозных фронтовых лет.
Не щадя своей жизни защищали Ленинград, Москву, Севастополь, Одессу, Ростов-на-Дону, Кавказ и Крым, стояли насмерть на Миус-фронте, и стен Сталинграда, бились под Курском, освобождали Польшу, Чехословакию, Румынию и другие страны, добивали фашистского зверя в Берлине:
Батовский Алексей Степанович,
Бусловская Валентина Анисимовна,
Белянин Михаил Алексеевич,
Сачкова Зинаида Михайловна,
Цыбулин Георгий Михайлович,
Скоблик Георгий Андреевич,
Ткачева Евдокия Гавриловна,
Плескачев Алексей Сергеевич,
Кузнецов Александр Петрович,
Посохины Лидия Алексеевна и Владимир Ильич,
Чебан Николай Васильевич,
Фомина Надежда Ивановна,
Станиславский Леонид Павлович,
Арабаджан Мартирос Саркисович,
Коновалова Александра Андреевна,
Миронов Виктор Васильевич,
Гаврилко Василий Ефремович,
Локтеев Николай Иванович,
Хильченко Александр Александрович,
Ковальков Николай Ефимович,
Кондаурова Надежда Ефимовна,
Чараева Анна Романовна,
Гонсировская Валентина Васильевна,
Коденко Виталий Григорьевич,
Соколова Нина Аврамовна,
Евсеева Антонина Михайловна,
Кобзев Василий Васильевич,
Корнев Петр Иванович.
Самоотверженно работали на трудовом фронте, восстанавливая разрушенное хозяйство, осуществляя, народнохозяйственные перевозки тогда еще молодые ребята и девчата:
— Аноприкова Евдокия Маркирьяновна,
— Болгова Анна Артемовна,
— Брайков Иван Федорович,
— Дектерева Любовь Ивановна,
— Фроленко Полина Даниловна,
— Кириллова Анна Васильевна,
— Клинцова Антонина Александровна,
— Мосеятченко Любовь Антоновна и Дмитрий Петрович,
— Кирилова Феоктиста Петровна,
— Замкина Лидия Григорьевна,
— Земницкий Василий Иванович,
— Марченко Юлия Васильевна,
— Мельник Виктор Дмитриевич,
— Цветков Борис Михайлович,
— Митрофанов Борис Николаевич,
— Рыка Александр Анатольевич,
— Подольная Александра Никитична,
— Сильванович Надежда Андреевна,
— Соловьева Нина Леонтьевна,
— Сорокина Ольга Ивановна,
— Шкарбанова Любовь Мартыновна,
— Жирнакова Зоя Даниловна,
— Масляева Антонина Александровна,
— Золотухина Мария Филипповна,
— Успенская Зинаида Павловна,
— Кучевский Алексей Данилович.
Вы — Победили!
Вы — Живая история!