21 марта 2002 года в Омске был установлен манекен пожарного на пожарной каланче. Тем самым был завершен образ пожарной системы прошлого века в Омске.
Сама же пожарная каланча была построена 28 августа 1915 года из красного кирпича. До нее на этом же самом месте стояла деревянная каланча, но она пришла в негодность и администрация Омска дала распоряжение заменить ее на более качественную (31 июля 1912 года вышло постановление, хотя вопрос был поднят еще в 1911 году). Также было решено, что каланча должна быть самым высоким зданием, чтобы можно было увидеть начавшийся дым в любой точке города.
За реализацию проектной работы взялся тогда архитектор И.Г. Хворинов. Он подготовил проектную работу, которая по высоте должна была составлять 9,5 саженей. Но тогда появились более высокие здания АО «Саламандра», «Эльворти» и другие, которые стали загораживать обзор. Поэтому пришлось увеличивать высоту каланчи еще на 14 саженей. Общая высота стала равняться 15 саженей (это около 32 метров). Но даже в промышленном здании как каланча архитектор не мог обойтись без украшений, поэтому на фасаде каланчи есть архитектурно-декоративные детали в русском стиле 17 века.
Достопримечательности Омска прочно вошли в историю не только Омска, но и всей России.
Для справки на строительство каланчи в 1915 году было выделено 10 тысяч рублей.
Устройство пожарной системы условно говоря, выглядело так:
— На первом этаже находилась паровая пожарная труба
— На втором этаже была квартира брандмейстера (это начальник пожарной охраны), который, кстати, выезжал на каждый пожар лично.
— Под самой крышей находился колокол. А на смотровой площадке часовой (он же дозорный, смотровой, постовой) и подчасок. При обнаружении дыма, они подавали сигнал в колокол. Ведь зачастую все постройки в городе были деревянными, и тем самым оповещались все жители города, т.к. сгореть могли буквально все.
— А перед входом в каланчу всегда была запряженная двойка лошадей. Лишь в 1936 году конная тяга была заменена на автомобиль.
Хотя функционировала пожарная каланча в Омске только до 1940 года. Далее она уже не использовалась по прямому назначению. А в 1950 году даже поднимался вопрос о ее сносе, т.к. она мешала постройке жилого дома, но строительство до нее жилых домов тогда не дошло, и она осталась на месте. Но уже в 1960-м году опять был поднят вопрос о ее сносе, т.к. там планировался новый почтамт. Но каланча опять уцелела. И вот только в 2002 году ей поставили манекен пожарного в специальной одежде, которая не портиться ни от огня, холода, льда, жары. А ортопеды сделали специальные руки и ноги, поэтому часто можно увидеть, что под порывами ветра «пожарный» стоит в разных позах (а вот естественных ли, то это не уточняется).