25 января 2001 года в Санкт-Петербурге был открыт памятник фотографу. Прототипом фотографа послужил Карл Булла, родоначальник репортажа.
Памятник изготовлен из бронзы и высотой два с половиной метра. Памятник установлен на Малой Садовой улице дом 3, где и было фотоателье Карла Буллы. А теперь там музей его имени.
Причину, по которой Петербург решил спустя почти век поставить памятник человеку, чью семью власти Петербурга уничтожили, даже не могу выдумать.
Скульптором этого монумента стал Борис Петров, архитектор Л.В. Домрачева.
С учетом того, что Карлу Булле было дано право фотографировать везде и всегда, поэтому, конечно же, памятник представляет уличного фотографа тех времен, т.к. это было исключительное право.
Фотоаппарат той эпохи – это правильно. Зонтик, что оберегал от солнца, дождя – правильно. Даже сейчас фотографы ходят на уличные съемки с какими-то светоотражателями, что смех, да и только.
Вот только почему скульптор добавил маленькую собачонку (английский бульдог) – не понимаю.
Памятник фотографу установлен по протекции историка Сергея Лебедева. Что заставило этого человека, доказывать, что Карл Булла должен быть остаться в памяти Петербурга в виде памятника, наверно, известно только самому Сергею Лебедеву.
История памятника:
Я решил добавить биографию Карла Буллы, чтобы может быть у вас, посетители, будет ответ на вопрос «зачем выносить грязное белье на свет?» и уж тем более устанавливать этому памятник.
Прототипом памятника уличного фотографа стал Карл Карлович Булла. По рождению немец, родился в Леобшютц (Пруссия). Когда ему было 10 лет, то семья переехала в Петербург.
Великими не рождаются, а становятся – жизнь Карла Буллы прямое доказательство этого постулата. При переезде в Петербург его определяют мальчиком на побегушках в компанию, занимающуюся изготовлением и продажей фотопринадлежностей. А так как он сын купца то неудивительно, что из посыльного он со временем становится лаборантом, далее учеником. И спустя 20 лет открывает собственную компанию по производству фотопринадлежностей. Мне почему-то кажется, что не так-то просто было открыть в 20-е годы 20 века компанию. Да и далее, ему сопутствует удача и к нему приходят фотографироваться исключительно богема Петербурга. Совпадение? Не думаю.
Хотя можно сколько угодно думать, что богатым везде дороги открыты. Но факты сами за себя говорят. Карл Булла был исключительно влюблен в свое дело и трудоголиком. Даже по современным меркам, сделать 200 тысяч фотографий это не просто. А если учесть, что сейчас это просто нажать кнопочку и отправить на принтер, то тогда каждую фотографию надо было проявлять и печатать отдельно.
С 1875 года Карл Булла открывает свое первое фотоателье, сразу становится любимчиком богемы, также подает прошение на Российской подданство (гражданство) и его получает. Ох, как я не люблю совпадения. Ибо за ними всегда бывает расплата, что это история и доказывает.
Карл Булла получает право на съемки «всякого рода фотографических работ вне дома» от тайной полиции. Конечно, благодаря этому факту у нас сохранились уникальные кадры Петербурга тех времен и выдающихся людей той эпохи.
Карл Булла не боялся экспериментировать. Он стал родоначальником не только фоторепортажа, но и многих других стилей фото съемок. В то время, фотография была чем-то официальным, поэтому все были с каменными лицами.
Карл Булла решил, что естественный вид или поза значительно лучше смотрятся на фотографиях, поэтому просил своих моделей быть живее, не быть такими напряженными.
Во многих статьях я все время читал, что он открыл новый вид съемки или новый жанр съемки, но никак понять не мог, что же это за новизна. Пока не натолкнулся на упоминания, что он снимал голыми гомосексуалистов. Мдя, ну и нужное дело, конечно, он пихал в массы. Памятник ему за это, мдя.
Данный по этой легендарной личности и его потомкам хватает, вот только всё ли стоит так поднимать на поверхность, лично я сомневаюсь.
Поэтому остановимся на том, что Карл Булла развивал фотографию в России. Он создал много полезного и нужного, но и нагадить сумел основательно.